13 декабря чествовал апостола Андрея Первозваного. Это период самых коротких дней и самых длинных ночей. У многих народов мира его считают опасным и волшебным. Верили, что в это время умирает "старое солнце". А, чтобы поддержать его силу, прибегали к магическим действам. На Полесье из таких дохристианских обычаев дольше всего бытовал обычай кусания калиты — круглого коржа — во время андреевских вечерниц.
— І як иде та Калета, дак радиеють усие! І биегають! І диевки готуются, бо треба и стуола накрить, і калету спиекти, — вспоминает молодость 73-летняя Мария Сапура из села Куповатое Иванковского района Киевской области.
Круглый корж специально пекли "на твердо".
— Это шоб кусать было невдобно, — объясняет Мария Алексеевна. — Из муки без дрожжи в, без соды спекут там такое, шо кабы врезал, так и убил бы человека! А пие кли по-старови нному: на поде и абязате льно на капустном или дубовом листе.
Андреевский корж делали в складчину — муку приносила каждая девушка. Тесто замешивали при полном молчании водой из трех, семи или девяти колодцев. Считалось, что огонь в печи нужно развести дровами, потихоньку взятыми у соседей. После того как калиту вынут из печи, украшали ее калиной, сухоцве тами, конфетами, изюмом, орехами, маком или подслащали медом.
Потом калиту перевязывали красного цвета шнурочком или поясом и перебрасывали через сволок или приве шували на гвозде, вбитом в притолоку. Возле калиты сажали парня, способного к шуткам и выходкам, которого называли "писарем" или "паном Калетинским". Он должен был обязательно рассмешить других участников игры, которые по очереди подъезжали к калите верхом на кочерге, рогаче или коцюбе.
— Там берет один ту кочергу между ноги, а второй садится на плече, — рассказывает 80-летняя Настя Кислинская из села Бобер Полесского района Киевской области. — А туй стоит, умакнул таких пятнашек здоровенного в сажу и говорит:
— Куда едешь?
— На мельницу.
— А что привйоз?
— Мех.
— А что в ме ху?
— Смех.
— Ну кусай, не сме йсь.
Как он укусит да не смеется — его не вмажут. Но е слі укусит да захохочет, то уже обмазают с ног до головы. Регочут, такая гульба страшна.
Берет один кочергу между ноги, а второй садится на плече
Хватать калиту руками было запрещено. Пан Калетинский поддергивал ее за шнурочек аж под сволок и пытался нарочно рассмешить пана Коцюбинского.
— А у нас дие дом хлопе ц уби рае ться, а девушка — бабой, — вспоминает София Ющенко, 69 лет, из села Разъезжая Чернобыльского района Киевской области. — Одеваются, шоб пострашне й, обмазаются хорошо. Становятся возле того коржа, смы кають его за веровку и так нас розмие шують!
После игры устраивали общий ужин. Калиту делили на всех поровну. Девушки готовили вареники с горохом, фасолью, гречневой кашей, картошкой или капустой. Примечали: какой парень возьмет приготовленный девушкой вареник, тот и есть ее суженый.
Один вареник делали с солью или ветошью. Еще один, большой, с грушами, девушки лепили в виде бугая. Из сырой картошки ему делали рожки и хвостик, глаза из фасоли, а из теста — качалочку-веревку. Украшали калиной и прятали от ребят.
— Как мы уже заховали того " бугая", то уже тие ребята попошукають его, — смеется 87-летняя Анна Корж из села Копачи Чернобыльского района на Киевщине. — А мы уже его возьмем — да в сумку, да в дымоход, в пе ч по две си м вот там. Дак хлопцы ищут по дому, вкруг дома и пуд печь лазят. А не найдут — магарыч ставляють.
В ночь на Андрея ребята безобразничали и разыгрывать односельчан. Завязывали веревками двери, закрывали стеклом дымоходы, затягивали на крыши домов или хлевов телеги или сани, перегораживали улицу.
— Ну знают то, шо, дапусти м, парень стри чае тса с девушкой, — рассказывает Парасковия Юречко, 73 года, из села Оташив Иванковского района Киевской области. — Пока вани гуляли, мы, ме ньшие, пуодле тки, ага, давай щас ад Василия и да Наталии запрагае мось в плуг и тягнем глубже и глубже. Такую хорошую разору зробим. Од кавале ра и до не ве сты. А патом пуйдемо насыпаем туда золы. Ну вобщем так, для сме ху делали. А утром усеет в селе уже знают.
Там, где были девушки, парни снимали ворота, калитки и прятали их в копнах, выносили за село. Возвращали за выкуп. Хозяева относились ко всему снисходительно, потому что это был единственный день в году, когда молодежь могла себе такое позволить.
Надкусаная калита в дохристианские времена символизировала солнце, которое в конце года показывается все меньше.
Комментарии