Вторую неделю на слуху новость о том, как отец одного из учеников 4-го класса избил учителя физкультуры. Сейчас мужчина находится в больнице. Инцидент произошел в столичном лицее №157 на Оболони. Драку на школьном дворе на камеру снимали другие родители.
Причиной физической расправы стал конфликт учителя Игоря Матвиенко с учеником 4-А класса. Он произошел 16 января. 9-летний школьник вместе с другими ребятами на уроке физкультуры играл с мячом. Учитель несколько раз сделал ученикам замечание. Те проигнорировали. Учитель рассердился, привлек Романа к себе и крикнул на ухо, чтобы тот положил мяч. Ученик заплакал и выбежал из спортзала. После инцидента учитель извинился перед парнем. Дома школьник пожаловался родителям на учителя физкультуры. Это и стало поводом к драке.
На следующий день после инцидента отец школьника вместе с адвокатом пришли в полицию. Там открыли уголовное производство. Мужчине грозит 8 лет лишения свободы.
"Мы живем в агрессивной социуме, который далек от понятия толерантности. Люди не умеют разговаривать и вести диалог, поэтому в ход идут кулаки", - считает руководитель Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Виктор Громовой.
В разговоре с Gazeta.ua специалист рассказывает, почему между родителями и учителями возникают конфликты и что поможет их избежать.
Новость об избиении учителя столичного 157-го лицея отцом одного из учеников стала резонансной. Впрочем такие явления не редкость. Часто встречаются в других учебных заведениях страны. Почему школьные конфликты доходят до физической расправы?
В нашей генетической памяти - голодоморы и репрессии. Чтобы отойти от того тоталитарного советского прошлого, надо менять человеческие ценности. Западное общество более чуткое и доброжелательное, а у нас человек человеку волк. Вокруг школы искусственно разжигают агрессивную волну. Акцентируют внимание на скандалах, а на них не построить новую школу.
Чего не хватает в общении родителей и учителей?
Школа и учитель - удобный объект, чтобы вытереть ноги и сорвать свою злость. На полицейского с кулаками не накинешься, потому загремишь в тюрьму, в супермаркете не будешь хамить кассиру, потому что там есть охрана. Зато учитель - слабое звено. Надо уметь искать диалог. Не верить всему, что рассказывает ребенок, придя из школы. Он способен преувеличивать, врать. Не все учителя также обладают культурой общения. Все это становится спусковым рычагом, так и доходит до методов физической расправы.
Достаточно ли законодательных инструментов у районных, областных отделах образования - для решения подобных конфликтов. Иногда создается впечатление, что чиновники просто не хотят брать на себя ответственность за решение ситуации?
Если учителя избили, отделы образования не имеют никаких инструментов. Полиция имеет право арестовать нападающего, а судебные органы будут разбираться с ситуацией. Если родители обжалуют на учителя, руководитель школы после разборки может освободить педагога даже за однократное грубое нарушение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ситуация не имеет оправдания - учителя заявили о масштабных протестах
В нынешнем украинском обществе учитель не имеет авторитета?
Авторитет учителя на нуле. Более того - этот авторитет пытаются опустить ниже нуля. Сейчас существуют сотни "мамских" групп в социальных сетях, где учителям перемывают кости и оскорбляют их. Дети это читают, потому что все эти сообщества открыты. Так о каком авторитете может идти речь?
Как-то можно вернуть авторитет к личности учителя?
Пока в общественном мнении утверждается мнение, что учитель ничтожество и дурак, ни у кого уважения не будет. В мое время учительница была авторитетом. Галина Степановна - была истина в последней инстанции. Сейчас в представлении детей все знает google, а не Галина Степановна. Подобное произошло во всех странах, потому что пришла цифровая эпоха. Но там в обществе уважение к учителю, а у нас - нет.
Что поможет сделать коммуникацию между детьми, родителями и учителями более продуктивной?
Сейчас этой коммуникации нет. Лишь 5-10 процентов родителей приходят на собрание класса и участвуют в жизни школы. Зато остальные 90 процентов только в facebook и Viber трепаются, как у нас все плохо. Большинству совершенно не интересно, что происходит в школе. Главное, чтобы деньги никто не собирал и к ребенку не цеплялся. Ребенка сдают в школу, как в камеру хранения. В обществе должно быть педагогизация, чтобы родители чувствовали себя полноценными участниками образовательного процесса - иначе крах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Из проекта министерства можно сделать" конфетку"" - что думают об обучении на дому
Предлагает ли концепция Новой украинской школы решения подобных проблем, в частности, физических расправ в школе?
Общий тренд Новой украинской школы связан с гуманизацией. Теоретически это должно улучшить ситуацию, но практически - не всегда. К примеру, у нас невозможно исключить из школы подростка, который абсолютно неадекватно себя ведет во время урока. Повлиял ли такой гуманизм на образовательный процесс положительно? Нет. Это создало атмосферу, когда учитель нельзя научить тех немногих учеников, которые хотят учиться. Ведь в классе есть 5-7 школьников, которые не дают нормально проводить урок и даже провоцируют учителя. Они имеют смартфон, могут снять видео, которые учителя плохие. Ролик, на котором учитель наорал, выложат интернет. Зато свое поведение, которая спровоцировала такую реакцию педагога, скроют.
Людмилу Буланенко и еще двух коллег Наталью Рослик, 45 лет, и 47-летнюю Викторию Осипенко избили родственники учеников во время родительского собрания 31 августа. Людмила Буланенко получила закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга и гематомы. Учителя написали заявление в полицию. Поехали в районный отдел образования. Считают, родителей против педагогов настроил директор Леонид Горбач.
Комментарии