Эксперт по антикризисному менеджменту и развитию бизнеса, победитель Ukrainian Business Award, рассказывает какие этапы нельзя пропустить при планировании выхода на международные рынки.
Подведены итоги престижной премии Ukrainian Business Award — одной из самых значимых наград для предпринимателей, признающей достижения в различных сферах бизнеса. Особое внимание в этом году было уделено бизнес-стратегиям, направленным на расширение украинского присутствия на международных рынках и развитие глобальной торговли.
Одним из победителей в сфере международного бизнеса стал Руслан Шаламов, который получил награду в номинации "Международный бизнес и экспортные стратегии". За более чем 15 лет профессиональной деятельности он создал и успешно развил несколько международных проектов, включая Yudex Group, научно-производственную компанию Экспопаллет и Славпеллет, способствующих укреплению экономических позиций Украины на глобальном уровне. На основе его опыта расскажем о трех ключевых этапах, которые способствуют успешному выходу на международные рынки. Что необходимо сделать до выхода на рынок, как использовать нетворкинг для развития бизнеса, и что важно предпринимать после успешного запуска экспортной деятельности — читайте в материале.
Предподготовка и экспортный анализ
Первый и самый важный этап выхода на международные рынки, без которого ничего не может произойти – это глубокий анализ этих рынков, рассказывает Руслан Шаламов. Однако на практике многие собственники пренебрегают этим принципом и хотят выйти на новый рынок только потому, что он кажется им важным и интересным в контексте общих глобальных трендов.
"Например, Дубай или рынки США выглядят привлекательно, но нельзя ориентироваться только на их популярность — надо детально прорабатывать конкретный продукт под специфику рынка", — делится эксперт.
Когда Руслан Шаламов развивал Yudex Group, компанию, которая предоставляет украинским предприятиям возможность иметь представительство в ОАЭ и Дубае, проводился комплексный анализ всего рынка региона. Изучались дефициты на рынке, определялся список наиболее востребованных товаров, анализировались логистические возможности и требования к сертификации. В результате такой подготовки удалось успешно экспортировать как промышленные товары, так и продукты питания.
Эффективный анализ должен включать несколько ключевых компонентов: изучение покупательной способности целевой аудитории, понимание сезонных колебаний спроса, оценку конкурентной среды и барьеров входа. Важно также проанализировать культурные особенности потребления и предпочтения местных покупателей то, что успешно продается в Украине, может потребовать адаптации для зарубежного рынка.
Нетворкинг и партнерские связи
В международном бизнесе особенно важна экономика доверия. Знакомство с бизнес-партнерами, налаживание отношений и активное участие в бизнес-форумах часто становятся решающими факторами успеха. Многие выгодные сделки и партнерства рождаются не из холодных звонков, а из личных рекомендаций и доверительных отношений.
Яркий пример эффективного нетворкинга – получение компанией Yudex Group статуса официального представителя International Chamber of Commerce в странах Персидского залива. Руслан Шамалов познакомился с президентом ICC на одном из бизнес-форумов, откуда и началась серьезная работа по развитию сотрудничества. Это знакомство существенно расширило возможности для экспорта украинской продукции и открыло доступ к рынкам Ближнего Востока.
Руслан рекомендует также использовать свои знания и экспертизу для нетворкинга. Он регулярно выступает спикером и проводит тренинги для компаний по формированию команды, антикризисному управлению и стратегическому развитию.
Люди, которые хотят развиваться и получать новые знания, потом готовы к сотрудничеству, потому что они видят вашу экспертизу, знакомы с вашим подходом и понимают, как вы работаете.
Важно понимать, что партнерство — это не разовые встречи, а долгосрочные инвестиции в отношения. Эффективные предприниматели поддерживают связи с полезными контактами, регулярно делятся ценной информацией и предлагают взаимную помощь.
Постоянный мониторинг
Выход на новый рынок – долгосрочный процесс, который требует значительных ресурсов компании и должен быть прибыльным с самого начала. Важно избежать ситуации, когда придется делать шаг назад и закрывать перспективное направление из-за неправильной стратегии, поэтому важно проводить постоянный анализ и мониторинг даже после успешного выхода на рынок – о чем иногда забывают предприниматели, воодушевленные первыми результатами международной экспансии.
Руслан Шаламов подчеркивает важность комплексного подхода к международному бизнесу:
Я рекомендую заниматься постоянным мониторингом рисковых ситуаций в регионах, потому что политическая и военная обстановка может кардинально изменить условия ведения бизнеса.
Особую актуальность приобретает диверсификация экспортных направлений. Эффективность такой стратегии подтвердили результаты реструктуризации Научно Производственной компании Экспопаллет. Благодаря стратегии Руслана Шаламова одновременного освоения нескольких географических регионов, компания начала успешно экспортировать продукцию в страны ЕС, Южную Корею, Малайзию, Китай и ОАЭ, перерабатывая 5 тысяч кубометров древесины ежемесячно. Такая географическая диверсификация позволила компании снизить зависимость от отдельных рынков и обеспечить стабильные объемы производства даже при возникновении сложностей в одном из регионов.
Международная экспансия требует профессионального подхода на всех этапах. Опыт Руслана Шаламова показывает: детальная подготовка, качественный нетворкинг и регулярный мониторинг позволяют украинским компаниям не только выходить на новые рынки, но и закрепиться на них долгосрочно.




















Комментарии