Село Широкино, которое находится в 15 км от Мариуполя - одна из самых горячих точек украинско-российской войны. Позиции здесь удерживают бойцы ВСУ и Украинской добровольческой армии. Когда-то курортный населенный пункт почти ежедневно обстреливают российско-террористические войска. Сейчас здесь уничтожено все: дома, санатории, объекты инфраструктуры.
Чтобы попасть в Широкино, едем несколько сотен метров "линией смерти". Так украинские бойцы называют дорогу, ведущую в село от трассы на Мариуполь и простреливаемую противником. Этот опасный отрезок пытаемся проскочить как можно быстрее.
На въезде в село на обочине лежит сожженый каркас грузовика.
"Это ребята из батальона Донбасс еще в 2015 году перепутали поворот и выехали прямо на "сепарськие" позиции. Село тогда еще было их. По ним выстрелили из гранатомета. Никто не выжил", - объясняет боец УДА Тарас.
В мае 2016 8-ой отдельный батальон УДА и подразделения Вооруженных сил Украины вернули контроль над Широкино. Боевики отошли из села на более выгодные позиции на высотах, с которых хорошо видно село. Обстрела можно ждать каждую секунду. До врага местами - 800 м.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Целью России не является территориальная война" - украинский философ объяснил суть конфликта на Донбассе
"Сейчас преимущественно здесь "стрелкотня ", гранатометы и СПГ. Когда ночи темные, без месяца или туман то простреливают территорию обе стороны", - рассказывает боец Семен, который меня сопровождает.
В селе уже никто не живет. Некоторые дома разрушены до основания.
"Арта работала", - показывает Семен на кучу щебня и кирпича - все, что осталось от дома.
На асфальте видны следы от разрыва минометных мин. Металлические заборы посечены осколками или скрученные от взрывов. На стенах домов выбоины от пуль и снарядов. Целых окон почти нигде нет, все заросло высокой травой. В некоторых домах двери открыты настежь, а вещи домашнего обихода выброшены на улицу. В гаражах ржавеют разобранные на запчасти автомобили "Жигули" и советские мопеды. С виноградников свисают перезрелые замерзшие гроздья. В садах под деревьями земля покрыта яблоками и грушами. Собирать их некому. Местами посреди дороги - заброшенные детские велосипеды и самокаты.
"В 2014-м я воевал в Песках в составе 80-й аэромобильной бригады ВСУ. Там еще тогда были такие развалины, - говорит Семен. - Сейчас уже - позиционная война на истощение, как в Первую мировую. Уже не нужно держать по три солдата на квадратный метр фронта. Ротации хотя и происходят, но ребята в самом расцвете сил убивают здоровье в холодных сырых окопах. А люди на гражданке, похоже, забыли, что в стране война идет. Смотрю, в соцсетях одна женщина выкладывает фото с дочерью в сауне. Подпись "жизнь прекрасна". А в соседнем доме пару месяцев назад похоронили парня, который на войне погиб".
На одной из дорог рядом с деревней стоит танк, уничтоженный в 2015-м. Боекомплект сдетонировал с такой силой, что катки нашли в 600 м от корпуса. Семен предупреждает, что близко подходить опасно - могут заметить боевики с той стороны.
Над селом возвышается памятник павшим воинам советской армии во Вторую мировую войну. Монумент в форме женщины с венком почти не пострадал от взрывов. Но на фоне разрушений и посеченых пулями деревьев выглядит жутко. На доске почета - список 71 погибших. Среди них - 11 бойцов с фамилией Логозинський и трое - Доценко. Есть и немало русских фамилий.
Президент Петр Порошенко утвердил вывод сел Широкино и Бердянское с "серой зоны" (зоны демилитаризации) в Донбассе. В указе говорится о создании военно-гражданской администрации в этих населенных пунктах.
Село Широкино 6 июля 2015 вошло в 30-км демилитаризованную зону по решению участников переговоров Контактной группы.
Комментарии