пятница, 04 января 2019 09:00

"Я удивился, когда мне сказали, что будут платить зарплату"

- Для меня сначала были непонятны события в Киеве на Майдане в 2013 году. Для чего туда люди ехали, какую цель ставили? Я работал на шахте по добыче урана в Кировоградской области. Меня не интересовала политика, только работа. Когда начались война, понял, что должен идти защищать Украину, - вспоминает о начале боевых действий лейтенант Константин Цымбал, позывной "Умка". Командир 2 роты, 34 батальона, 57 бригады. - Но меня не брали на войну. Шахта, в которой я работал, "наложила бронь" на некоторых работников, выполнявших различного вида тонкую работу. Пришлось освобождаться.

Автор: Предоставлены Константином Цымбалом
  Лейтенант Константин Цымбал командует ротой в 57-й мотопехотной бригаде
Лейтенант Константин Цымбал командует ротой в 57-й мотопехотной бригаде

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Вблизи меня разорвалась мина 120 калибра"

5 сентября 2014-го в 10:45 я стал бойцом 34 батальона. Тогда еще "Батькивщина". Там встретил Игоря Бектимирова, настоящего своего друга. С тех пор мы с ним не расстаемся, - вспоминает лейтенант. - В первые дни службы меня удивило, что нам будут платить зарплату. Ведь шел просто воевать за Украину. Через некоторое время попал на блокпост в поселке Озеряновка Донецкой области. Это Горловское направление. Как механик-водитель боевой разведывательно-дозорной машины. Там 5 октября 2014-го принял первый бой.

Помните или он затерялся среди десятков других?

Против нас выехало 3 автомобиля. Первым ехал "Додж", на котором был прикреплен пулемет "Утес". Расстояние к нам составляла около 75 м. Он развернулся задней частью к нам и открыл огонь. Повредили оптику, вывели из строя все приборы в БРДМ. В побитую машину заскочил прапорщик Юрий Саныч с позывным "Кащей". Начал стрелять по врагам вслепую. Выглядывал из машины, снова прятался и бил, бил.

Вторая машина, КамАЗ с оккупантами, развернулась и убежала во время боя. Третий автомобиль - "Шевроле Лачети" мы расстреляли. В нем находились гранатометчик и 2 автоматчика.

В этом бою отличился молодой парень Роман Зилинский. Не спрятался в блиндаж, а первым открыл огонь по врагам. В его руках заклинило 2 пулемета ПКМ. Однако за то время, что Рома оттягивал наемников на себя, "Кащей" успел заскочить в БРДМ и открыть огонь. Это позволило нам занять позиции и отсекать врага.

В этом бою мы уничтожили 8 боевиков, захватили большие запасы их оружия и одного взяли в плен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Мы почти не стреляли, аккуратно минировали. Это заслуга "Севы"

Носил шевроны с надписью "Беркут"

Кто он был, откуда?

Не помню, но носил шевроны с надписью "Беркут". Он до сих пор в тюрьме. В прошлом году меня вызвали на допрос. Какова его судьба на данный момент, неизвестно.

Один из убитых был коренным россиянином, другие - жители Донецкой области. Убит пулеметчики были из Горловки. Совсем недавно видел один сюжет в российских СМИ о этих подонков. Третий товарищ этих убитых, который находился в КамАЗе и бежал с поля боя, рассказывал жене погибшего, что они все сражались героически и так далее. Однако он не сказал жене убитого, что кинул друзей. Там, как всегда, все красиво приврали и вышла пропагандистская картинка.

Через час на телефон одного убитого бандита позвонил главарь террористов Игорь Безлер и договорился, что заберет трупы своих подчиненных. Командир нашей роты дал слово офицера, что их никто не будет расстреливать. Поэтому "Бес" беспрепятственно забрал своих. Хотя были у нас такие, которые хотели покончить с ним.

Или происходили какие-то подобные бои в дальнейшем на этом направлении?

Там я находился до конца ротации и вышел из Озеряновки перед Новым 2015 годом. Сам блокпост позже российские наемники уничтожили. Там стоял 17 батальон 57 бригады ВСУ. В блиндаже, который я строил, находился молодой парень. Туда прямо попала мина и убила его.

Уже 2015-го нас забросили в Херсонскую область, чтобы охранять линию разграничения. Там побыли недолго. И нас снова вернули в зону боевых действий. Сначала Торецк, а затем Майорск (Донецкая область - Gazeta.ua).

7 августа 2015-го я там второй раз родился. Мы находились на ферме в районе карьеру, малой промки в направлении Гладосово. Я тогда был в в звании сержанта. Во время одного из боев наш пулеметчик, который был прикреплен к ДШК, ошибся при зарядке боевых лент. Патрон заклинило и он передал по рации об этом недостатке.

Осколки извлекли изо рта без наркоза

Я подбежал к нему и поднял крышку короба и увидел, что ленты перекинуты, поэтому патрон не входит в патронник. В этот момент вражеская пуля попала мне в лицо. Она зашла в правую щеку, раздробила челюсти и вышла через левую. Все произошло около часа ночи, а в шесть утра меня эвакуировали. Я еще перебитым ртом успел сообщить, что ранен. Хотя по сей день не понимаю, как меня могли понять другие.

Обязан своему товарищу "Балу", который на данный момент командир 3 роты в нашем батальоне. Тогда он был санинструктором. "Балу" предоставил мне первую помощь. И уменьшил критические последствия ранения.

Сначала меня вывезли в Артемовск, а потом в Харьков. Осколки извлекли изо рта без наркоза. На тот момент у них не было даже обезболивающего. Однако вмешались волонтеры, которые отправили меня в Днепр и там сделали несколько операций.

Когда находился в Харькове, вручили награду - Народный Герой Украины.

Автор: Предоставлены Константином Цымбалом
  Офицер на войну пошел по мобилизации. Окончил офицерские курсы во Львове
Офицер на войну пошел по мобилизации. Окончил офицерские курсы во Львове

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Приходилось стрелять по главарю террористов "Мотороле" - рассказ бойца о боях за ДАП

Что произошло с пулеметчиком, который отвечал за ДШК?

На следующий день после моего ранения его тоже ранило. У пулемета разорвалась мина, потом еще было одно ранение. Просто это место было засвеченное и боевики открыто накрывали нашу огневую точку. Хотя я еще перед своим ранением говорил, что пулемет надо оттуда забирать.

Сколько длилось ваше лечение?

Уже в октябре вернулся на позиции. Не мог долго сидеть в тылу. Хотя, если говорить по правде, то на момент ранения я был почти уволен. Год мобилизации закончился, думал, что отдохну и снова в бой. Уже стояли все записи в военном билете, которые свидетельствовали моем увольнении. Оставалось только поставить печать. Утром 7 августа я должен был это сделать, однако ранения помешало.

Печать о том, что я продолжаю службу, мне поставили только в феврале 2016-го. Тогдашний комбат 34 батальона - Красильников, был удивлен, что я вернулся. Он говорил, что Бог поцеловал меня в голову, иначе никто не мог объяснить, что я выжил после такого ранения. Если бы пуля прошла чуть выше, меня бы не было уже в живых.

Интересно, что со мной в палате тоже лежал парень, которому пуля прошла навылет через лицо. Пробила одну щеку, сбили немного коронки на зубах и вышла через вторую щеку.

Если бы пуля прошла чуть выше, меня бы не было уже в живых

Ранения как-то повлияло на вас? Добавил злости или, наоборот, связывало по рукам?

Было трудно сосредоточиться и настроиться на бой. Первые дни я не выходил напрямую на врага, руководил из блиндажа. Но потом произошел случай, который снова привел меня в чувство.

Одна из машин на позиции не завелась. Я сел за руль другой машины, чтобы подтолкнуть ее. В тот момент между нами пролетела противотанковая ракета, выпущенная террористами. Только считанные метры снова спасли от смерти. Но с тех пор я снова проснулся. И начал вести активную войну.

Дней через 10 по нашей позиции начали стрелять. Я вышел из блиндажа, чтобы связаться с нашим водителем и проехаться местами обстрелов. И вдруг между нами упал ВОГ- "попрыгунчик". Это граната, которая падает на землю, подпрыгивает и разрывается. Вспышка в глазах и мы разлетелись с обеих сторон. Сергея, моего водителя, сильно контузило, а мою голову прошили осколки. Через полтора дня я уже возвращался на позиции, чтобы снова воевать.

Что происходило с вами в дальнейшем?

Мы были на этом направлении до конца 2016-го. Нас заменила другая бригада, а мы перешли на 3 блокпост. Это шахта "Южная", что в Торецкое. Там уже было окопная война. Вперед не идем и обратно тоже. Как "церберы", то охраняли, но и для чего, неизвестно.

Оттуда мы пошли на отдых в Херсонскую область. Там меня направили на офицерские курсы во Львов. Уже в мирной стране сломал ногу и находился на больничном. После чего, меня срочно вызвал комбат и сказал, чтобы я принимал под свое командование 2 роту. Именно в таком звании я уже попал в поселок Пески, что у Донецка.

Оккупанты нас встретили в первый день огнем артиллерии. Мы тогда промолчали, но на следующий день ответили, что они неохотно были нашему приходу. И поняли, что это пришли не ребята, которые копать окопы и прятаться в них. Хотя копать тоже надо.

Автор: Предоставлены Константином Цымбалом
  Константин Цымбал на войне с 2014-го. Получил тяжелое ранение, но все равно вернулся на фронт
Константин Цымбал на войне с 2014-го. Получил тяжелое ранение, но все равно вернулся на фронт

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мать слышала, как прозвучало 4 выстрела. Связь прервалась" - последние минуты боя

Меня преследуют мысли, чтобы кто-то из моих бойцов куда-то не влез

Как вы себя чувствуете, пройдя путями войны от механика-водителя к офицеру?

Я каждый день принимаю успокоительные лекарства. Меня преследуют мысли, чтобы кто-то из моих бойцов куда-то не влез. Ведь в моей ответственности десятки людей. Это часть батальона. Эта работа и вообще война выжимает все соки из тебя.

Вы офицер, получивший свое звание в боях, а не где-то в штабе. Чувствуете свое превосходство в профессионализме и умении командовать над теми командирами, кто не нюхал пороха?

У нас есть одна разница. Они 5 лет читали литературу, я 5 лет военное искусство изучал в полях. Хотя именно Устав Вооруженных сил Украины должен определять наше направление развития. Однако опять же, не нужно забывать и о человеческом факторе. Ведь сам устав люди могут использовать сухо. Забывая, что между бойцами и командирами должно быть связь, искра. Они должны чувствовать друг друга. На войне без этого никак.

В нашем уставе есть много советских нормативов, которые нужно искоренить. Выдают много непонятных приказов, но со временем все это изменится.

На данный момент большинство офицеров - это боевые ребята, которые прошли бои. Им легче общаться с рядовыми воинами. Именно они должны менять устав. Но опять же, большую роль играет человеческий фактор как с одной, так и с другой стороны.

Как вы думаете, изменились сами бойцы? Что руководит ими сейчас, какие мотивы?

2014-го бойцы на фронт шли добровольно, их мобилизовали. Сейчас единственным стимулом остался контракт. Тогда никто не говорил: "Дайте мне что-то"? Теперь все говорят: "Я должен получить одно, второе, где оно?"

Но контрактная армия - это ключ к профессионализму?

Не совсем. Есть люди, которыми движет желание воевать, а есть работники. Для них главное - деньги. И такая ситуация не только в нашем батальоне, а во всех других подразделениях. Например, когда батальоны находятся на ротации в мирной стране, туда приходят много людей.

Прошло полгода и подразделения возвращаются в зону боевых действий. Появляются бойцы, которые внезапно становятся больными, они просто не хотят идти на войну.

Появляются бойцы, которые внезапно становятся больными

По большому счету, мы еще не совсем готовы к контрактной армии. У нас нет хороших учебных центров, которые готовили высококлассных бойцов. Которые бы понимали, что служба - это служба, а война - это война.

Автор: Предоставлены Константином Цымбалом
  Константин Цымбал войну начинал механиком-водителем боевой разведывательно-дозорной машины в батальоне территориальной обороны "Батькивщина"
Константин Цымбал войну начинал механиком-водителем боевой разведывательно-дозорной машины в батальоне территориальной обороны "Батькивщина"

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Сашку демобилизовали. Но домой приехал не мой ребенок"

Как влияет окопная война на самих бойцов?

Никак не влияет. Они не понимают, что это тоже разновидность войны, большинство из них. Они думают, что сегодня окопы, а завтра наступление. Только этого не будет! Любое продвижение или работа в окопах - это цепочка больших изменений, которые вырастают где-то в верхах.

Многие бойцы, не понимая, что быстрого наступления не будет. Берут и злоупотребляют алкоголем делают, еще какие-то нехорошие вещи. Сегодня война набрала высокоточный и изматывающий характер. Именно нынешняя ситуация, показывает насколько хорошо морально, физически и технически подготовлены бойцы. Такого уже не будет, что солдаты примут пистолет и с криками: "за Порошенко, Юльку" - побегут вперед.

Наступление возможно?

Наши войска готовы к наступлению. Как говорил один мой убит друг и собрат: "Дайте команду". Но кроме команды, должна быть разработана операция в штабе ВСУ и тех подразделениях, которые будут наступать. Самая главная роль отводится не генералам, а тем солдатам, в окопе! Я вам скажу так, что всему свое время!

2017-го один из генералов ВСУ, будучи на передовой, заявил, что мы не можем воевать против московских оккупантов, потому что они - сильнее.

Я понял, о чем ты. Уже пятый год идет война и мы воюем именно против русских. Никто не имеет права так говорить. Тем более бойцам на передовой, которые бьют тех же россиян, и с оружием в руках пришедших забирать украинские земли. И еще одно добавлю: "Не так страшен черт, как вам говорят". Я был там в них и знаю, как они живут. Это здесь на границе они герои, а там внутри у них болото и гниль.

Это здесь на границе, они герои, а там внутри у них болото и гниль

Слишком много политиков и военных чиновников заявляют, что волонтеры уже ненужны нашей армии в таком количестве, как это было 2014-го. Каково ваше мнение по этому вопросу?

Я не буду говорить о других бригады, но наша 57 бригада ВСУ не то подразделение, который сможет обойтись без волонтеров. Если есть такие в Украине, я рад за них. Нам волонтеры очень нужны. У нас все хорошо сейчас, однако есть вещи, которые получают только через них. Хотя даже пачка кофе или чая от волонтера поднимают настроение больше, чем полученный уставный пищевой паек. И в этом весь секрет помощи.

За время войны погибло немало ваших друзей, собратьев. Это стимулирует, придает злости в бою или, наоборот, подавляет?

Их гибель зовет нас идти вперед. Не иначе. И так оно будет, мы отомстим за наших друзей и одержим победу над захватчиками.

Сейчас вы читаете новость «"Я удивился, когда мне сказали, что будут платить зарплату"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 25817
Голосование Возможен ли мир на Донбассе за "формуле Штайнмайера" (выборы + отвода войск + амнистия боевиков + особый статус Донбасса)?
  • Так, пора заканчивать войну любыми способами
  • Нет, мир будет только после победы
  • Нужно дальше проводить переговоры и привлечь к ним США
  • Война в Украине закончится только после возвращения Крыма
  • Ваш вариант (в комментариях)
Просмотреть