суббота, 12 декабря 2015 10:50

В Музее искусств Ханенко "ожили" драконы и фениксы

10 декабря в Восточном отделе Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко состоялось открытие выставки "Ширяют драконы, танцуют фениксы".

Подробнее про экспонаты и их символическое значение рассказала куратор выставки – ведущий научный сотрудник Марта Логвин:

"Эту выставку мы подготовили к Новому году. Хотелось сделать ее такой, чтобы она не нагружала нашего зрителя лишними рефлексиями. Мы решили подарить всем приятное зрелище и интересные вещи для созерцания. С другой стороны, когда мы демонстрируем любой китайский сувой, то имеем в виду, что это их культура, тысячелетняя история. Они опыт предков накапливали, повторяли и не отрицали, по крайней мере, до "пришествия" коммунистов. Эти сувои – отражение китайского менталитета в общем. Рисование кисточкой по шелку зародилось в IV ст. до н. э. и украшало императорские покои, а позже его смогли себе позволить и простые люди. Вся эта традиция тяглая. Наибольший интерес к анималистической живописи наблюдался в ХІІ ст.

Эти сувои – часть материальной культуры Китая. Рисунки отображают то, что у человека в голове. И отображают они восхищение Вселенной. Кроме того, что человек наблюдает в природе, допустим, богомола, он еще и придает ему человеческих черт, например, храбрости. А вот утки-мандаринки – это символ счастливой семейной жизни. Каждый из этих сувоев – это еще и оберег. В китайском восприятии стороны мира охраняются четырьмя животными. Мы взяли компас и развесили все экспонаты соответственно к тому, где какая сторона: на Востоке у нас Дракон, на Западе – цилинь, на Юге – феникс, на Север нам не хватило черепахи, и мы решили повесить туда много всего другого, выходя, таким образом, за рамки каких-то штампов, игриво обыгрывая мифологию. Этим мы хотели показать, как люди другой культуры, другого времени видели животных и что они про них думали.

Экспонаты, которые представлены на этой выставке, датированы ХVIII – нач. ХХ ст. А в постоянной экспозиции на втором этаже есть зеркало ІІІ ст. до н. э., например. К сожалению, некоторые экспонаты находятся не в лучшем состоянии и начинают постепенно разрушатся, поэтому у нас есть планы на оцифровку всей коллекции.

 

Сувои на стенах – вертикальные, а в витринах – горизонтальные. Они где-то 1,5 метра в длину – фактически в человеческий рост, и мы не имеем возможности развернуть их полностью. Хотя в китайской традиции их тоже никогда не разворачивали во всю длину. Это был такой медленный мультипликат. Листали их справа налево по локтю и просматривали в небольшой компании. Они могли быть до 5 метров в длину. Еще в сувои вклеивали специальную страничку, чтобы каждый новый владелец мог что-то там написать. Это делалось и сохранялось зажиточными людьми. Все, что мы здесь показываем, это быт чиновников и богатых купцов.

Все авторы практически неизвестны потому, что эти работы попали к нам от коллекционеров – француза Андре Стефана Жаспара и его жены. Они это все собирали в Шанхае с 1928 по 1948 рр. И временами некоторые вещи им продавали як оригиналы еще ХІІІ ст. Если я посмотрю на надпись и точно вам ее переведу, то выглядит так, будто это правда ХІІІ ст., но я над этим работаю – исследую, обращаюсь за консультациями к ученым, советуюсь с коллегами-экспертами. И мы пришли к выводу, что самая древняя китайская живопись в нашем музее датируется XVI ст.

Китайская живопись похожа на европейскую акварель и графику, она базируется на линии. Китайцы не закрашивали полотно полностью, потому что к цвету относились достаточно спокойно. Грунт для такого полотна нужен совсем не такой, как для европейского. Китайские художники рисовали с очень незначительным изначальным рисунком в отличие от европейской живописи, где набросок углем важен. Китайцы же рисовали сразу, и без эскиза это очень сложно. Сложность исполнения таких работ состояла еще и в том, что шелк очень тяжело загрунтовать, ведь он очень хорошо впитывает влагу, и краска легко растекается. Поэтому важно было не делать лишнего и быть последовательным. Основные цвета для китайской живописи – это красный и зеленовато-синий, бирюзовый. Красный цвет символизирует мужское начало, зеленый – женское, то есть энергии природы – негативную и позитивную. И дальше идут уже дополнительные градации цветов и разное смешивание. Этой выставкой мы представляем своеобразный бестиарий – фантастическое и реальное в китайском восприятии животного мира.

 

Профессиональные художники могли быть выходцами с низов, с ремесленной среды. Один из известных китайских художников был сначала ремесленником и разукрашивал лакированные изделия, а потом стал рисовать для императора всякие куртуазные сцены, и был очень популярным. Но обычно художниками становились дети вельмож, которые имели серьезную профессиональную закалку и высокое социальное положения. Хотя китайская нация тоже давала и многих очень талантливых народных художников. В основном художниками были мужчины, хотя китайская история знает очень знаменитых женщин-художниц. Но, опять же, это были дочки или родственницы известных художников. Если женщина была бедна, то ей было важно выбиться из самых низов и дойти до императорского дворца.

Женщины расписывали фарфор, но они так и оставались при фарфоре и не делали интерьерных вещей. Еще они могли заниматься вышивкой, хотя в Китае было много и мужчин-вышивальщиков. Полотна вышивали шелком. Некоторые украшения сначала выкладывались в некую форму на специальной поверхности, а потом их крепили сверху на полотно тоненькой ниточкой. Эти нитки почти невозможно увидеть – их часто делали из рыбьего пузыря. Такие работы могли делаться год, но обычно одно полотно вышивали сразу несколько людей. Вышивальные мастерские работали очень интенсивно – на истощение.
Кроме нескольких живописных сувоев с деда-прадеда китайцам важно было иметь еще и другие предметы быта – такие, как курильница или ширма. Вообще до того, как все стали украшать сувоями, домашнее пространство разделяли на разные зоны разрисованными ширмами.

 

В китайском искусстве тело не исследовалось так, как у давних греков, римлян и в эпоху Возрождения. Это не было связано с культурными и религиозными идеологемами, а просто это заложено в китайском менталитете. За человека – и его физическое тело, и социальный статус – лучше всего говорит костюм. Китайское искусство ничего не скрывало, оно просто могло не обратить на что-то внимания.
Китайцы все время копировали древние роботы, потому что сувои имеют свойство со временем портиться. Ни одной оригинальной работы не уцелело, но копии делались с такой тщательностью и уважением к оригиналу, что теперь мы благодаря копиям знаем о существовании этих оригиналов. Экспонировать их можно без потери качества месяцев 3 – максимум. Мы вместе с электриком скрупулезно выставляли специальное освещение. Измеряем его люксометром – сколько единиц света получает каждый сувой.
На нашей выставке собрано много доброжелательных символов. Мы искренне убеждены, что созерцание всех этих реальных и фантастических существ принесет вам радость и придаст хорошего настроения в канун Нового года".
Выставка работает с 10.30 до 17.30. Выходные – понедельник, вторник.

Сейчас вы читаете новость «В Музее искусств Ханенко "ожили" драконы и фениксы». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі