27 января столичный Музей -квартира Павла Тычины отпраздновал 35-летие. Отсутствие финансирования на развитие - одна из самых распространенных проблем, с которой сегодня сталкиваются работники музейной сферы в Украине, рассказывает директор Мемориального музея- квартиры Павла Тычины Татьяна Сосновская. Государство может выделять средства на общее содержание музея, но все меньше средств приходится на внутреннее развитие: новую технику, современную удобную мебель, ремонт.
Какая ситуация с финансированием в вашем музее?
Наш музей получает средства, которых не хватает, от меценатов - благотворителей и от друзей, которые не равнодушны к судьбе музея. К тому же, приходится придумывать новые меры, которые были бы не затратными в реализации, но увеличивали количество посетителей.
Вы отмечаете 35-летия Музея Павла Тычины. Получали какие-то бонусы к этой дате?
За эти 35 лет в музее ни разу не проводился ремонт. Обращались с проблемой в Департамент культуры. Но они отказались помогать. С 2006 года представители Департамента не ходят в наш музей - наверное, стыдно. Отвлечь внимание посетителей от потрескавшейся потолка стараемся рассказами, интересными действами. Но рано или поздно это замечают.
Что вы можете сказать об уровне заработной платы музейщиков?
У музейных работников - унизительно низкая заработная плата. Поэтому музеи не могут удерживать молодые кадры. Украинские вузы не готовят таких специалистов, которые сразу после выпуска могли бы работать в музее. Их приходится готовить нам, учить 1-2 года. Проходит пару месяцев, ты уже научил почему-то молодого человека, он начинает браться за реализацию собственных проектов, затем находит более высокооплачиваемую работу и уходит из музея. И мы вынуждены вновь искать молодежь, которая задерживается, к сожалению, на непродолжительное время.
Как, по вашему, изменится ситуация, если среди музейных работников все же станет больше молодежи?
Кардинальное омоложение коллектива позволило бы экспериментировать, придумывать новые идеи, ведь молодежь стремится к самореализации. Но им нужны и деньги, чтобы иметь возможность самостоятельно себя обеспечивать и начать жизнь отдельно от родителей.
От чего зависит уровень заработной платы в вашей сфере?
Заработная плата и уровень благосостояния музейного работника зависит от того, к какой категории относится музей. В Украине есть несколько категории: IV категория - сельские музеи, III - районные музеи, II категория - переходная, I категория - это музеи в крупных городах. Следующая категория - Национальные музеи, стоит выше первой. Категорийность определяется двумя показателями: количество экспонатов и посещаемость.
К какой категории относится Музей Павла Тычины?
Наш музей, как и несколько подобных ему, относится к III категории. Мы неоднократно поднимали вопрос об изменении категории на высшую, ведь по первому показателю - количеству экспонатов, можем претендовать на это. Но по второй категории физически не можем кардинально увеличить количество посетителей, ведь этого не позволяет площадь музея. В квартире не помещается много людей, мы вынуждены разбивать желающих на маленькие группы.
Но III категория - это районные музеи?
III категория - унизительно для Киева. Она лишает возможности претендовать на научную пенсию, не дает карьерного роста, из-за чего и молодежь не пойдет работать в такое заведение. Я считаю, что надо давать музеям I категорию, но и требовать соответствующей этому статусу работы. Это будет дополнительным стимулом.
А кто придумал деление на эти категории?
Эти показатели - условные. Стандарт, который это определяет, был принят еще во времена СССР, в 70- х годах. После того был свежий приказ - в 2005 году, но он вышел на основе этих же показателей.
Много в Киеве мемориальных музеев?
Активно работающие мемориальные музеи - это Музей Максима Рыльского, Музей Михаила Булгакова, Мемориальный музей Николая Бажана. Мемориальный дом Марии Заньковецкой, Мемориальный музей Михаила Грушевского, Музей Лысенко, Музей Старицкого и так далее. На Андреевском спуске есть музей - мастерская Ивана Кавалеридзе. Некоторые из них, например, Музей Рыльского, также имеют ИИИ категорию. Есть такие, у которых первая категория, потому что они - филиалы Музея истории Киева.
Что, по вашему мнению, украинским работникам музейной сферы стоит перенять у иностранных коллег?
Европейское сообщество давно пользуется другими показателями: это и новые проекты на стадии разработки, продвижение деятельности музея в социальных сетях, сотрудничество со СМИ. Существуют виртуальные 3D-туры и экскурсии, благодаря чему человек может ознакомиться с экспозицией, сидя за компьютером. Поэтому аудитория в музеях определяется как аудитория сайта. Это люди, которые регулярно интересуются новостями музея, заходят на сайт, читают статьи, а не только ходят в музей. Человек, живущий, допустим, в Германии, может считать себя аудиторией лондонского музея.
Комментарии