В Киевском театре оперетты прошел фестиваль "Современной украинской драмы". Приняли участие авторы 9 пьес. Зрители поднимаются на сцену под крышей на 4-й этаж. Здесь будут читать пьесу "Дядя Міша проходить повз" Людмилы Тимошенко. Ведущие, запыхавшись, объявляют актерский состав. Режиссер Игорь Матиив из-за кулис подгоняет:
"Та мы сами представимся! Дайте уже выйти на сцену. Нам не терпится".
Актеры садятся на черные раскладные стулья. Режиссер объявляет экспозицию:
"Львов. 1990-е. Убогая советская кухня. 16-летняя Лида готовит чай. Угощает своего парня Андрея. Он берет коробку с кассетами. Ставит альбом "ДДТ" "Я получил эту роль".
Некоторые зрители из-за звучания русского рока недовольно оборачиваются к звукорежиссеру. Роль Лиды читает студентка 3-го курса столичного Университета культуры Людмила Бондарчук. Мать девушки уехала на похороны своего погибшего брата-пилота в Одессу, по сюжету.
"Дядюшка каждый раз из международного рейса торбищи с подарками привозил, - говорит Лида. - Мои "левисы" и "велосипедки" думаешь откуда? На его деньги жили. Мама плачет, что мы нищие. Но я не умру с голода. Поступлю в "иняз" и буду стюардессой. Дядя говорил, что основное для стюры - хороший инглиш. У него в универе есть знакомый профессор. Кент со школьных лет. Вместе доллары в "Интуристе" меняли. Он мне поступление поклеит".
Лида занимается английским с 45-летним преподавателем Игорем Михайловичем. Мужчина обещает дать ответы на билеты. Вместо этого водит по ресторанам. Угощает конфетами "Стрела" и паровыми котлетами.
"Потом увидишь, что он захочет за помощь с поступлением, - говорит Андрей, которого играет Давид Гаманюк. - Как начнет совать тебе руку в трусы, вспомнишь мои слова. Дура наивная".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Продала гараж, чтобы напечатать эротический календарь с писателями
Пьеса завершается сценой дома у профессора. Он заставляет Лиду сесть себе на колени. Говорит надеть эротический костюм стюардессы с блестящим галстуком и пилоткой. Лида залезает на стол и поет песню Валерия Леонтьева "Дельтаплан". Профессор начинает развязывать халат. Нюхает девчачьи колени, пытается поцеловать. На обсуждении после читки автор пьесы объясняет выбор песни.
"Дельтаплан" тяжелая для исполнения. Актриса будет захлебываться. Это придаст сцене плачевности, - говорит Людмила Тимошенко. - Хочу, чтобы Лиду стало жалко. Это насмешка над ее мечтой. Такой типичной для совка - стать стюардессой. Это же единственная профессия, которая позволяла выехать за границу. Пока писала, погрузилась в этот советский ужас. С одной стороны, приятно вспоминать. Это моя молодость. Первый поцелуй. А потом вспомнила ржавую воду в ванной, отключки света. Не хотела бы вернуться в те времена.
Меня пригласили на репетицию, чтобы объяснила студентам-актерам реалии того времени. Они спрашивали: "А почему Лида не поехала на похороны дяди?". Сейчас этот вопрос очевиден. А тогда его даже не задавали. Не брали детей на похороны. Не было денег и билетов".
"Ну не знаю, меня тетя водила на все похороны, потому что можно было поесть, - говорит режиссер. - Дома даже макарон и гречки не было. Когда доставали сметану, то это был праздник".
Зал смеется. Кто-то из зрителей протягивает: "Ну вот, началась ностальгия... Остановитесь".
"А вот расскажите, что вам не понравилось в пьесе, - продолжает режиссер. - Потому что у нас было две трактовки. Или девочка понимает на что идет, но надеется, что пронесет. Или действительно не видит, что профессор заигрывает. Автор подтвердила, что Лида наивная. Откуда ей знать о сексе? Тогда не было интернета. Порнуху я в третьем классе ходил смотреть к другу на видеомагнитофоне. Это было очень познавательно, как Discovery".
"Просто в наше время она выглядит дурочкой", - говорит зритель.
С другого конца зала отвечают:
"Это мы слишком умные. Легко сказать: "Почему она молчит? Почему не начинает кампанию по харассменту? Где митинги?"
"Не забывайте о влиянии совка, - говорит драматург Павел Арье. - Мы росли в мире вымышленного благородства. Идеализировали учителей, соседей. Якобы они не способны совершить такое. Но даже родные могут оказаться монстрами. Профессор еще и понимает, что ему ничего не будет. Никакое наказание за изнасилование не получит. Пьеса о правде жизни. Это же такая боль - попрощаться с иллюзиями в юношеском возрасте".
Поднимает руку в девушка в слезах. Ей передают микрофон.
"История очень меня тронула. Не знаю, как вы так угадали, но у меня две недели назад умер дядя, - обращается к драматургу. - Мы были очень близки. Заменил отца. Говорил, что я достигну звезд. Родители хотели скрыть от меня его смерть. Все поняла, когда завесили зеркала.
Но я плачу не поэтому. Мне жаль, что все хохотали во время сцены изнасилования. Меня тошнило. Это же отвратительно. К тому же смеялись, в основном, мужчины".
Обсуждение закончилось. Драматург просит зрителей не расходиться. Раздает пирожки. Говорит: "В пьесе же были. И вас угощу ". По сюжету, Лида с парнем едят пирожки с горохом в столовой. В одном находят ноготь. Блюют под стол. Уборщица вытирает пол, возмущается: "Люди, ну что вы за свиньи? Где едят, там и рыгают". Влюбленные выбегают на улицу. Садятся на скамейку в сквере. Пьют темное пиво и целуются.
В читке "Чумы" Лены Лягушонковой и Екатерины Пеньковой - похожая сцена. 1665 год. Влюбленные моряк Джозеф и дурашка Полли спорят о будущем. Сидят на пристани за Лондоном. В городе - эпидемия чумы, по сюжету.
"Кризис - это новые возможности! - говорит Полли. Актриса - Дарья Соколова. - Собирай манатки, плывем в Новый свет. Забери меня с этой помойки, где вместо "здрасьте" жлобы хватают за сиськи ".
"Малая, та я везде был. Нигде нет Ренессанса, - отвечает Джозеф, его воплотил Захар Андреев. - Всюду только говно и сифилис. Такие же заплеванные таверны, как наша "Бородатая утка".
Полное название пьесы - "мюзикл, на который не хватило ресурсов". Актеры играют на деревянной тумбе и резиновой утке. После читки автора рассказывают, как изучали исторические документы. Затем курят во дворе и жалуются.
"Хотим написать что-то серьезное, а получается, как всегда, стеб, - говорит Екатерина Пенькова. - Я пыталась добавить трагизма. Насколько низко можно пасть в тяжелых обстоятельствах. Не так страшна чума, как то, на что она толкает людей. По сюжету, работники британского театра продают декорации, чтобы прокормить детей. Говорят: "Видел пьесу, где чувак задушил жену? Нет в Англии нормальной драматургии. Одна чернуха. Я такое и в памфлете могу почитать". Это не смешно, во время пандемии никому нет дела до искусства.
Да, изучали историю Англии. Вдохновлялись той эпохой. Но в действительности же пьеса об Украине. Персонажи не верят в болезнь. Считают, что и без нее от жизни тошнит. Поют: "Карантинные предрассудки - х * й кладем на эту ложь". Во время читки почти все зрители сняли маски. По сюжету, в распространении чумы обвиняют вдову Брикс. Сжигают беднягу. Придумала эту сюжетную линию, когда смотрела видео из Новых Санжар".
Возвращаются в зал. На сцене стоит голова игрушечного козла. Зрители перешептываются. Кто-то говорит: "Сразу видно, что режиссер из Дикого театра". На сцену выходят две девушки в спортивных костюмах. Читают пьесу на картанах. Запивают пельмени вином, танцуют тверк под песни Лепса. Пьесу "Зіскочити з петель" написала Елена Шевченко. Валерий Филипенко исполняет роль участкового Ибрагимича. Одевает голову козла и бьет девушек рогами.
"Наконец я узнала, для чего понадобился этот реквизит, - говорит автор после читки. - Мои героини работают фасовщицами. Окончили ПТУ. Так выглядят мои друзья и одноклассницы. Та и я, что скрывать. Родилась в городе Соледар Донецкой области. Там, кроме шахты, ничего нет. Девушки могут работать только в школе и магазине. Один врач на весь район. Каждый день похож на предыдущий. Это трагедия маленьких городков. Негде реализоваться. Леля и Натаха хотят большего. Начинают вести блог в Instagram. Это быстрый способ стать известными. Но ищут счастья не там. Им не нужна слава. У них есть старая добрая дружба. Постоянно на свежем воздухе, хоть и за гаражами. У нового поколения такого уже нет. Живое общение заменили социальные сети. Мой старший сын постоянно с телефоном. Для него лайки важнее настоящих товарищей. Жаль, что у него не будет детства, как у нас".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Менты будут учить любить родину. Точнее, парашу - драматург
Последняя читка фестиваля "Подорож Амундсена" Алексея Доричевского начинается монологом пчелы. Читает Валерия Решетник:
"Мы все постоянно умираем. Пчелы - это уже вымирающий вид. Пчелка Фредди умер от СПИДа. Цирцея тоже. Какое-то у нее помутнение произошло. Кто-то из сестер занес пыльцу с ядом, теперь нет меда. Не вернусь в улей. Сейчас лечу на маковое поле. Его мусора засеяли, чтобы раз в год скашивать и представлять журналистам как борьбу с наркотрафиком. А вон идут на миссию два мусорка - Ваня и Антон Петрович".
По сюжету, полицейские приезжают на задание в село. Здесь при мистических обстоятельствах исчезает мусор. Ваню и Антона Петровича заманивают в ловушку члены культа. Живут в лесу без прелестей цивилизации. Отказались от пластика, топлива и лома. Сажают Ваню в клетку с мусором, делают ритуал "сжигания мусора". Бегают по сцене с красными фонарями. Сумасшедшая селянка выдирает волосы и кричит. После читки автора заставляют оправдываться, почему хочет уничтожить человечество.
"Просто меня волнует тема экологии, - говорит Алексей Доричевский. - Детство провел в селе Черкасской области. Осенью жгли листья. На вопрос "зачем" отвечали: "Это приказ главы села". Однажды начался пожар. Мы бегали вокруг огня и подкапывали землю, чтобы не добрался до леса. Куда ни ударял лопатой, повсюду пакеты. Дым стоял еще три дня. Эту проблему можно решить только полным уничтожением цивилизации. Пусть люди исчезнут, а природа живет. Еще по всему миру поля от вредителей обрабатывают пестицидами. Отравляют целые рои. В пьесе я даю пчеле слово. Она рассказывает свою историю. Пусть хоть где-то она побудет главной, а не люди".
Комментарии