Драма "Атлантида" получила шесть наград Национальной кинопремии "Золота дзиґа 2021". В частности, в номинации "Лучший фильм".
В фильме снимались ветераны и волонтеры. Действие происходит в 2025-м, после победы Украины в войне с Россией. Донбасс вернулся, но экологическая катастрофа отравила землю и воду. Военный Сергей возвращается в родные места. Ищет мотивацию, которая удержит на этой территории. После закрытия местного металлургического завода присоединяется к волонтерам "Черного тюльпана", которые разыскивают тела погибших. Встречает бывшего парамедика Катю, по сюжету.
Автор "Атлантиды" - Валентин Васянович. Он режиссер, сценарист, сопродюсер, оператор и монтажер фильма. Рассказал Gazeta.ua о специфике своего режиссерского метода, реакции зрителей и следующей работе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В лучших фильмах года говорится о Донбассе
Сколько у вас "Золотих дзиґ"?
- Дома одна стоит за операторскую работу к ленте "Уровень черного". А сейчас еще четыре прибавилось за "Атлантиду". Надо с этим что-то делать, потому что некуда ставить.
Как удается сочетать разные творческие роли?
- Мне просто так проще работать. Счастлив, что могу себе позволить контролировать процесс на всех этапах и ни с кем не делиться удовольствием.
Работа над фильмом - это максимально аналитический процесс, бесконечный поиск. В одной голове легче все это соединить и родить концепцию, найти нужную мизансцену. Не надо вербализировать вещи, которые не знаю. Объяснять, когда у меня нет решения. Например, если бы был другой оператор, началась бы война видений. А я хочу избежать этого.
Могу сидеть один и придумывать. В частности, пишу мануал для мизансцены. Общий план: персонаж пошел туда, сделал то - только действие. И ты чувствуешь - работает или нет.
Чем "Атлантида" задела иностранного зрителя?
- Возможно, формой повествования. Это длинные мизансцены, но внутри них происходит травматическое действие, и герой меняется во вроде бы статичном пространстве.
Насколько понимают через фильм, что у нас происходит?
- Перед показом всегда есть пару слов. Моя цель - выйти к аудитории и объяснить. Говорю: идет война России против Украины. Обозначаю эти проблемы, после чего люди смотрят кино.
Как работали над сценой любви?
- Конечно, немного переживал за этот эпизод с начала съемок. Было трудно не актерам объяснить, что должны это делать. В конце исполнители уже поняли, что работаем для какой-то серьезной работы. Они это приняли и согласились легко.
Почему выбрали непрофессиональных актеров?
- Мне нужны были глаза, которые видели смерть.
Такое ощущение, что у нас реальность настолько интересна и драматична, что не нужно ничего придумывать.
- Надо брать реальные события и переносить на экран. Показывать людям в более сконцентрированной форме. Напоминать о страшных вещах, которые у нас происходят. Война, несовершенства политической, социальной системы. Об этом должны говорить. Потому что кино - инструмент, который немножко меняет мир и предлагает задуматься над решениями.
Довольны ли отзывами на ленту?
- Были невероятно теплые разговоры со зрителями. На фильм ходили люди, имеющие опыт боевых действий. Одобрительно реагировали. Подтвердили, что посттравматический синдром протекает именно в таком темпе, как сделана наша картина. Не резкие изменения, а медленная атмосфера, которая тебя затягивает, подавляет, а потом взрываешься.
Массовый зритель будто бы не очень заинтересован смотреть о войне.
- Не могу заставить человека пойти в кинотеатр на фильм о войне. Если не готов, не хочет - то и не надо этого делать. У нас широкая аудитория. Полмиллиона украинцев прошли войну на Донбассе. Это мощная аудитория, которая знает, о чем идет речь. А тех, кто не воспринимает этот факт - не хочется оскорблять.
Если бы у нас с первого класса кинематограф преподавали в школе, была бы другая история. Как например, во Франции. Они учатся воспринимать эти визуальные образы. Когда взрослеют, становятся зрителями подобного кино. Это же круто.
Какой ваш следующий проект?
- "Отблеск" с Романом Луцким в главной роли. Фильм о герое, травмированном войной. Он хирург. Осенью 2014-го попадает в плен в МГБшную тюрьму - условную "Изоляцию". Его там психологически уничтожают. Зимой освобождают по обмену. Ушел из Днепропетровска, а возвращается в Днепр. Дома пытается понять, может ли вообще с такой травмой жить и как. Стремится найти контакт с 12-летней дочерью. Наблюдаем, что будет дальше. Интересно, выгребет ли он, за что зацепится, что его поддержит.
Что было толчком к созданию?
- У нас есть дом за городом с большим окном. Туда весной влетел голубь и разбился. Моя дочь Ника это видела. Решили похоронить. Ситуация натолкнула на разговоры о смерти, теле, душе, можно ли оживить, навсегда ли это. Я сразу взял камеру. Предложил Нике сыграть небольшую сцену, которая стала тизером к ленте.
Как объединили с темой Донбасса?
- Герой получил травматический опыт - приезжает разрушенный. Повторяется та же история с голубем. Дочь, которую сыграла Ника, начинает реагировать, рефлексировать. Он пытается успокоить. Хотя это все накладывается на его опыт, и ему трудно об этом говорить. Ищут выход из ситуации.
Как выбрали Романа Луцкого?
- Сразу, как только подумал об исполнителе роли. Когда пригласил на пробы, даже персонажа под него изменил. Понял, что он не соответствует тому, которого я сначала представил. Придумал герою другую профессию и историю.
Как проходили съемки?
- Снимали в Киеве. Но на фоне добавляли заоконные кадры Днепра. Процесс такой же, как во время "Атлантиды". Есть какая-то примерная структура. Начинаешь двигаться. Понимаешь, что надо менять направление. Разворачиваешься. Все происходило фактически наугад.
На каком этапе производства фильм?
- Почти готов. Монтажный период. Еще надо звук доработать, постпродакшн немного.
Когда выходит?
- Мировая премьера состоится осенью на кинофестивале. Затем последуют другие кинофорумы. А там увидим, какая динамика будет, и когда в Украине покажем. Возможно, опять на год затянется.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Большинство фильмов о Донбассе. Не хватает Крыма - кинокритик
Церемонию вручения "Золотої дзиґи" в этом году проводили в пятый раз. Проходила в киевском конгрессно-выставочном центре "Парковый" 12 июня. Кинематографистов отметили в 23 номинациях.
"Атлантида" заслуживает все свои награды. Однозначно выделяется как один из лучших фильмов года. Это актуальная лента о послесловии войны. Затянутые статичные кадры подчеркивают протяженность ситуации. Проблема не решится быстро. После того, как все "просто перестанут стрелять", нам придется разгребать последствия.
Донбасс у Васяновича - глубокая рана, которую надо залечить. Но показывает еще светлое будущее. Через пять лет выигрываем войну, все на Донбассе общаются на украинском. Главный посыл: несмотря на беды, разруху и смерти, любовь спасет в любой ситуации.
Событий в ленте мало, а эмоций много. Каждый кадр - картина, где герои оживают и что-то делают. После просмотра ярче чувствуешь этот мир, концентрируешь внимание на простых вещах, в которых находишь прекрасное. "Атлантида" прежде всего нужна нам, а не американцам или европейцам. Чтобы понимать, что идет война. Увидеть, какой путь ждет нас в будущем, - говорит блогер и актер, автор YouTube-канала "Загін Кіноманів" Виталий Гордиенко.
Комментарии