Ексклюзивы
воскресенье, 13 апреля 2014 10:43

Оксана Забужко про юзерство и советское наследие: стань таким как я или умри

 

Оксана Забужко размышляла про драчку монологов в современном обществе и бизнес-философию, которая вошла для украинца в обиход.

Gаzeta.ua записала самые интересные мысли писательницы на Книжном Арсенале во время вечера "Монолог за бокалом красного сухого" от Meridian Czernowitz.

У меня аллергия на слово монолог. При том что я на первый взгляд, как все так называемые селебрити, - монологический человек. Это обратная сторона популярности. Так же каждая профессия имеет свои деформации. После первых пятисот данных интервью ты привыкаешь всюду говорить в режиме больших ответов на вопросы, в режиме монологов.
Монологизм - очень серьезная болезнь современной культуры. И современной цивилизации в целом. Мы живем в постоянном режиме перебивающих друг друга монологов. Вот это постоянное перекрикивание монологов, тогда как культура - это всегда по определению диалог. Это столкновение двух разных я, которые обмениваются собой взамен. Диалог - это сложная штука, без которого общество не может прогрессировать.

Диалог - это бескорыстный интерес к другому. И предусматривает договоренность про употребление слова в одном том же значении. Они имеют общую языковую ауру. 

Ты говоришь палитра, а на втором конце слышат "пол литра". Это дискоммуникации и недоговоренности. Тогда как на самом деле без попытки услышать друг друга не получится никогда это третье, новое - из которого появляются книги, проекты, фестивали, картины и так далее.

Я очень люблю "З мапи книг і людей". Она мне действительно дорога. До того как мне предложили ее выдать, у меня несколько лет крутился этот заголовок, вычитанная у Генри Миллера строка. В одном из рассказов он делился мечтой - когда будет много денег, то купит дом с голыми стенами. Две стены в отдельной комнате друг напротив друга разрисует картой. Одна будет показывать историю друзей, а другая - историю книг в его жизни.

Каждая книга - не монолог. Она исход встречи, полилога, при всем позерстве и монологичности автора. Переписка с Шевелевым - это диалог априори. Это соигра, сочетание. Мои комментарии уже написаны через 10 лет - это уже немного другая я, чем та самоуверенная, энергичная девчонка, с которой познакомился и которого лепил и накачивал педагогически с сократической ненавязчивостью Шевелев. Этот эффект живого общения я хотела воссоздать и передать. "Музей покинутых секретов" - это также три нарративные потоки, хотя и воспринимается как монолог. Там есть три рассказчики, три героя. Работа писателя состоит в том, чтобы понять каждого с разной степенью углубленности.

Последние семь лет вошла в обиход фраза российского бизнеса "Я вас услышал". Меня "поцарапало" как-то на этом "я вас услышал". Эта фраза недалека от формулы "все, что вы скажете, может быть использовано против вас. Так слушает следователь на допросе. Так слушают, когда не хотят понять твою позицию и твою точку зрения. Так слушают, чтобы ущипнуть по ходу из твоей речи информацию, которой можно будет воспользоваться для укрепления собственной позиции. Поюзать как говорят. Это формула и философия юзера. Здесь нет того человеческого бескорыстия общения. Это та же имитация диалогов на экранах. Условно говоря "диалог с Царевым". Это невозможность диалога. То есть дальше идут лишь условные словесные кулаки и "входит беркут" - метафорически это значит, что не о чем говоритьи - диалог умер. Вот это советское наследие - сплошной монолог. Стань таким как я или умры. Это тоталитарная культура. Мы с этим ежедневно сталкиваемся.

Сейчас вы читаете новость «Оксана Забужко про юзерство и советское наследие: стань таким как я или умри». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі