Ексклюзивы
среда, 04 марта 2020 13:32

Художники боролись за Шевченковскую премию как за трофей - художница Влада Ралко
16

В столичном Довженко-центре показали проекты победителя и номинантов  Шевченковской премии этого года в категории «Визуальные искусства».
Фото: Марина Непыйвода
В столичном Довженко-центре показали проекты победителя и номинантов  Шевченковской премии этого года в категории «Визуальные искусства».
В столичном Довженко-центре показали проекты победителя и номинантов  Шевченковской премии этого года в категории «Визуальные искусства».
В столичном Довженко-центре показали проекты победителя и номинантов  Шевченковской премии этого года в категории «Визуальные искусства».
В столичном Довженко-центре показали проекты победителя и номинантов  Шевченковской премии этого года в категории «Визуальные искусства».

До 4 марта в столичном Довженко-центре проходит выставка "Короткий список", знакомящая с проектами трех финалистов Шевченковской премии в номинации "Визуальные искусства". Это "Империя снов" Сергея Браткова, "Карусель" Александра Гляделова и "(не)определенные" Никиты Кадана.

- У премии очень сложная репутация. Всегда выглядело так, что государство как бы выражает свое благоволение и художник получает какую-то почетную награду, - говорит член Шевченковского комитета, художница Влада Ралко. - Художники боролись за эту премию как за какой-то трофей. По нашему мнению, культура и является настоящей историей государства. И эта премия - возможность государства заметить и показать, что является нашей настоящей историей в литературе, визуальном искусстве, публицистике, театре. У всех трех номинантов премии "Визуальное искусство" прослеживается общая линия. Хотя выбраны они стихийно, голосованием.

- Все три проекты базируются на фотографии, ее осмыслении, - добавляет искусствовед Татьяна Кочубинская. - В серии Никиты Кадана фотография становится способом переосмыслить битвы памяти, манипуляцию с историей. Братков использует личный архив еще с 1990-х, показывает коллажированный взгляд на сегодняшнюю действительность, невозможность ее уловить в мире политических манипуляций. "Карусель" Гляделова - осмысление сегодняшней ситуации, ее турбулентности. Через фотографии разных лет. Это высказывание о современной Украине, невозможность понять, что есть правда . Все проекты отражают нерв нашего времени. Они связаны с памятью. Как мы реагируем на информацию, как образ влияет на наше сознание".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Назвали лауреатов Шевченковской премии-2020

Проект Никиты Кадана "(не)определенные" показывали в 2017 году в городском центре истории Львова. Это 30 графических работ (рисунки углем, акварель) и тексты историков и философов, связанные с осмыслением памяти.

"Никита Кадан использовал архивные фотографии 1930-40-х годов. По которым сделал рисунки, - продолжает Татьяна Кочубинская. - Фото человека, который умирает от голода на улице, львовского погрома, польских и украинских жертв Волынской резни, жертв НКВД, убитых во время немецкой оккупации. Но это не просто перерисовки. Художник размышляет о документе, значении свидетельств. Как мы трактуем неоднозначные исторические события, которые являются источником для манипуляций. Когда видим убитого человека, включаем эмпатию, независимо от религиозных или политических позиций. Это фото в разных источниках подписывалось как "убитый членами УПА крестьянин или поляк". Нивелируются страдания человека, он становится инструментом для пропаганды. Кадан предлагает осмыслить массовое насилие в прошлом, искать свою идентичность. Завершает его проект картина "Национальный пейзаж". Изображен путь, уходящий вдаль. Пейзаж как свидетель крови, убийств, издевательств человека над человеком. Дальше - темнота истории и попытки ощутить себя".

Сергей Братков был номинирован на Шевченковскую премию с проектом "Империя снов". Серия состоит из 17 коллажей в виде пододеяльников и видео "Сто".

"Сергей Братков постоянно фотографирует. И фотографии из личного архива стали основой его текстильных панно, - рассказывает Татьяна Кочубинская. - Сделал на них коллажи. Как отражение невозможности охватить современную действительность, когда есть противоречивые информационные потоки. Выхватывает образы насилия в повседневности. Благодаря коллажу концентрирует и усиливает их. Задержка рейса в московском аэропорту "Шереметьево" сейчас ассоциируется с беженцами и переселенцами. Красная штора снята в Донецке в 2012 году, в культурном центре "Изоляция". Слон, зажатый в маленькое пространство, - в Калининградском зоопарке. Танки на улицах Москвы в начале 2000-х. Когда мы сопоставляем все эти фото, формируются сложные политические значения. На видео брат художника, архитектор Юрий Братков считает годы до ста. Звучит "Лебединое озеро", которое ассоциируется с путчем. Вместе это похоже на сновидение, отстранение от действительности и ожидание. Выглядит и как предчувствие художника современных трагических событий".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Миникульт сейчас говорит только о чтении. А не о книгах. Читать можно и надписи на заборах - Александр Афонин

Шевченковскую премию в номинации "Визуальные искусства" получил проект "Карусель" Александра Гляделова. Состоит из 29 фотографий, сделанных в 1996-2019 годах. Сняты в детских интернатах, местах лишения свободы, тюремных больницах, в зоне военных действий на Донбассе. Фотограф получит 200 тыс. грн.

"Люди на фотографиях исключены из жизни принудительно, отброшены системой. Обычно мы отказываемся от неудобной истории. Не хотим видеть все эти ситуации, выходить из своего комфортного круга. Но, не приняв и не переосмыслив их, не сможем двигаться дальше, - считает Влада Ралко.

Сейчас вы читаете новость «Художники боролись за Шевченковскую премию как за трофей - художница Влада Ралко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи