Искать себя и свою культуру в тени мертвого российского хутора - это путь в никуда.
Так считает философ Вахтанг Кебуладзе. Об этом рассказал во время дискуссии вокруг книги "Мосты вместо стен, или Что объединяет украинцев?" В ней собраны эссе 20 украинских интеллектуалов. Обсуждение состоялось в рамках 27-го "Форума издателей" во Львове, пишет журнал "Країна".
"В Киеве есть памятник, который считаю важнейшим во всей Украине, - говорит Кебуладзе. - Это колонна Магдебургского права на Набережном шоссе. Свидетельствует однозначно, что мы не идем к европейской цивилизации, а принадлежим к ней.
Магдебургское право - это свободные средневековые города, огражденные стенами от нашествия варваров. Но имели и мосты, чтобы быть соединенными с другими цивилизованными городами. Так создалась европейская цивилизация, а прообразами были древнегреческие полисы. Поэтому имеем непосредственную связь с традицией, которая достигает, как говорится, колыбели нашей цивилизации.
Стены - это то, в чем воплощается одна из главных ценностей европейской цивилизации - безопасность. Вместе с тем мосты являются воплощением другой ценности - свободы. Но оказывается, что когда наша свобода под угрозой - нам нужны стены.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украина является проблематичным обществом - Днистровый
Мне не нужна рефлексия касательно советского. У меня есть серьезное, глубокое и рациональное отношение, которое можно обозначить одним словом - отвращение. Когда слышу о советских мультиках, подступает тошнота. Никакого сентимента к детству нет и не было.
Как нам относиться к Советскому Союзу? У нас есть прекрасная формула - как современные немцы к нацистской Германии. Можем использовать их пример. Потому что мы тоже проиграли во Второй мировой. Избавились от одного тоталитаризма и были захвачены другим - российским большевизмом. Нам надо осознать, что это ужасный режим, который надо деконструировать. В себе прежде всего.
Нет отдельно советского наследия, отдельно России. Это все деструктивная Российская империя. Здесь не выпадает искать какие-то мосты. Они опасны. Надо прислушаться к словам Юрия Андруховича. В колонке "Любовь и ненависть в Киеве" в январе 2014-го написал, что ненавидеть убийц не аморально.
Тревожит, что в нашем культурном сообществе есть опасения - что же мы будем делать без великой русской культуры. Не превратится ли наша в какую-то хуторянскую. Эта боязнь и есть проявлением хуторянства. Потому что российская реальность все больше превращается в мертвый хутор во главе с кровожадным упырем. Причем Путин не как личность, а коллективный.
Как выглядел российский павильон на прошлогодней Франкфуртской книжной ярмарке? На стенде висел иконостас писателей, как в советских школах. Начинался, ясно, с Пушкина. А заканчивался Высоцким. Как бы ни относиться к нему, но, извините, он умер 40 лет назад. Это важный месседж, самораскрытие, признание организаторов павильона, что с тех пор в России ничего нет. Большая литература закончилась. Поэтому давайте не строить туда мосты - культурные, политические, экономические. Давайте от этого наконец отходить.
Нам не суждено другой идентичности, кроме современной европейской политической нации. Это наша историческое, природное наследие. Если мы осуществимся, как чехи или поляки, как словенцы или хорваты - то состоимся. И политическом плане, и в культурном, и в любом другом".
Полную версию материала читайте в журнале "Країна" от 1 октября.
137 онлайн-событий состоялось в рамках 27-го Львовского международного литературного фестиваля BookForum. Проходил 16-20 сентября. В презентациях и дискуссиях приняли участие более 300 участников - писателей, издателей, иллюстраторов, переводчиков и культурных менеджеров. В частности, 23 иностранных автора. Мероприятия собрали более 188 тыс. просмотров на страницах фестиваля в Facebook и YouTube.
Комментарии