Ексклюзивы
среда, 10 октября 2012 09:00

Художница Яна Кацуба: "Если художник пишет свою картину только ради денег – она теряет свою магию"

Яна Кацуба родилась в романтической Праге. Закончила Школу дизайна и декорирования интерьера при Харьковской государственной академии дизайна и искусства, позже - Школу-студию живописи Анны Дахно. С 2005 г Яна открыла свою мастерскую, где и продолжает работать по сей день.

Яна, давайте начнем наш разговор не с темы искусства, а с вас и вашего взаимоотношения с миром. Сейчас жизнь очень динамична: люди спешат и не хотят тратить свое время на "тонкости", им важно получить лишь самое главное. Вы обращаете внимание на детали?

Конечно, причем во всем – как в окружающих нас предметах, так и людях. Но важны не они, а их последовательность: правильная, не хаотичная. Согласитесь, мало кто думает о главных ориентирах, порядке достижения цели. Это вроде матрицы – детали важны как составляющие чего-то целостного, а не сами по себе. Но если хоть одна частичка выпадает, результата не достичь – наступает хаос и приходит лишь полное разочарование.

Какие стереотипы художников раздражают больше всего?

Художника они не должны раздражать в принципе. Стереотипы – это все, что окружает нас. Даже в искусстве полно шаблонов: портреты, натюрморты, пейзажи. Наверное, художниками и становятся для того, чтобы не отрицать стереотипы, а вынести из банальностей все самое красивое, особенное. Обратить внимание на нюансы, подчеркнуть их или взглянуть на них под совершенно разными углами. Думаю, что в шаблонах как таковых нет ничего страшного, с ними всегда можно играть, насыщая своими эмоциями.

Как, по-вашему, пройти через болото массового мнения и воздействия извне и добраться до самого сокровенного?

А это как-то само по себе происходит. Для меня это естественный процесс, который не объяснить. Это просто вдохновение. Оно высвобождает все сокровенное и настоящее.

Яна, для кого вы пишете? У созерцателя ваших работ есть портрет? Это мужчина или женщина, зрелая и сдержанная или впечатлительная личность?

Это и не мужчина и не женщина. Композиторы не пишут мелодию только для мужчин или женщин. Вот и я пишу картины для всех тех, кому они просто могут быть близки. И на умных и глупых их не разделишь. Где-то моя аудитория – это люди, которые могут обходиться без слов или которым недостаточно одних только слов - их и так произносится бессчетное количество.

Что же плохого в словах?

В них нет ничего плохого. Я говорю о том, что визуальное выражение не менее полноценное и самодостаточное, чем словесное. Кто-то вообще скажет - если мы можем говорить, то зачем писать картины? Аналогично с: зачем снимать кино, я просто раздам всем синопсис – 2 листочка, о чем фильм. Ну, прочитал, хорошо, плати мне 40 гривен за билет! Но ведь только этого вам будет мало, правда? (Смеется)

Например, когда я пишу работу, то с ней говорю… либо я пою. Все зависит от настроения. Большинство из нас думают словами, еще небольшая часть - цифрами, а я думаю цветами. До смешного иногда доходит – когда вижу человека или просто красивые места, с ними вижу и красочные, яркие пятна … и сразу представляю себе как это перенести на полотно… Знаете, это всегда было во мне – сколько себя помню, думаю цветами. Это происходит неосознанно. Это – часть меня. Себя, например, я вижу желтого цвета. Он мой любимый, поэтому я его часто одеваю.

Существует мнение, что художники – довольно сложные, погруженные в себя люди, замкнутые в своем внутреннем пространстве. Но, глядя на вас, на то, как вы весело и легко говорите и ведете себя, у меня складывается противоположное мнение. Что вы сами об этом думаете?

Это личное желание каждого художника. Если ему хочется быть закрытым, почему бы и нет? Но это совершенно не означает, что каждый мастер – замкнутый в себе отшельник. Вообще устоявшийся образ художника – это ярлык. При слове "художник" люди обычно представляют дяденьку в толстовке и берете на природе, в руке – палитра, надо подходить, махать головой и говорить - "похоже" (смеется). Я против ярлыков. Открытость или закрытость – это не качество художника, а особенность характера человека. И только. Что касается лично меня, я очень люблю насыщенные ощущения. Люблю двигаться, люблю экстрим. Переношу эти эмоции и на полотно... Вот совсем недавно прыгнула с парашюта.

Хм… Вы бунтарь?

Я скорее непредсказуема. Вполне могу быть и спокойной. Но никогда не строю планы на длительное время, да и никто не ожидает от меня какой-то гиппер-ответственности. Но, постойте! Это не означает, что на меня нельзя положиться. Можно. Это скорее означает, что моя жизнь подчинена только мне и я сама решаю – чему и кому в ней быть, а чему - нет.

А что вас вдохновляет? Часто стимулом вдохновения для творческих людей служат чувства – страсть, разочарование, боль… Как это происходит у вас?

Да эмоции только и вдохновляют! Меня что-то впечатляет, и тогда мне хочется продолжить это впечатление в картине. А если вокруг только серый будни, какие уж тут могут быть эмоции… Кстати, на счет замкнутости художника: если в его жизни долго ничего не происходит, все пресное и обыденное, тогда то он и уходит в себя. Это сразу отражается на работах…

Но эмоции можно и стимулировать? У вас есть какой-то "допинг"?

Я очень люблю музыку, причем – любую. В том числе и "попсу", украинскую или зарубежную. И танцевать люблю. Общение с интересными людьми тоже вдохновляет… Знаете, знакомясь с человеком, мне очень хочется понять, что он из себя представляет. Не просто узнать, чем он занимается и какой у него план жизни, а заглянуть под "обертку". Увидеть его грани, разгадать его цвета. Это как открыть для себя что-то уникальное – новый мир, вселенную…

Есть ли у вас кумир? Идеал?

Кумир – нет. Идеал - скорее собирательный образ. Идеалов как таковых для меня не бывает. Выделяю в людях какие-то яркие черты, детали, даже отдельные поступки. Ученые как-то скомпоновали "идеальное" женское лицо, оно оказалось абсолютно некрасивым, хотя сами по себе все черты прекрасны. Можно складывать в коробочку "идеала" отдельные элементы, но не лепить их в единое – это точно.

Любимая тема ваших работ?

Я люблю затрагивать разные темы. Это не обязательно только какой-то глубокий образ - мне по душе и пейзажи, и натюрморты. Как и в технике – я нахожусь в постоянном поиске. Пробую, экспериментирую. Откладываю, возвращаюсь и снова пробую. Ищу новое, совмещаю… И так бесконечно.

Вокруг талантливых людей всегда много внимания и бесконечные ожидания. Все чего-то хотят, все куда-то направляют… Чего ждут от вас? Чего вы сама ждете от себя?

Меня действительно окружает много людей, и, вероятно, кто-то из них может быть в чем-то во мне разочарован. Я никогда не задумываюсь, чего от меня ждут, потому что если стараешься оправдать ожидания, в результате часто получается именно разочарование. Я просто живу, и, может быть, в этот раз чем-то огорчу человека, а в следующий раз – нет. Мое внимание, мои старания, моя любовь отдаются каждой работе целиком без оглядки на чьи-то ожидания.

Как думаете, вы талантливая?

Я стремлюсь быть талантливой. То есть все время совершенствуюсь. И даже если бы мне сказали, что я - бездарность, я бы все равно занималась тем, чем занимаюсь. Всем невозможно понравится, поэтому я и не стремлюсь.

Яна, вы ведь все время в движении, неужели никогда не хочется сказать "стоп"?

В какие-то моменты можно приостановиться, чтобы что-то рассмотреть поближе. А сказать "стоп" – только раз в жизни. Вообще, я жизнь очень люблю, поэтому мне и не хочется останавливаться. Скорость жизни – это удовольствие, драйв. Это – опять-таки – часть меня.

Все больше убеждаюсь, ваш образ очень противоречит образу художника, который мы привыкли видеть и представлять. Сильный контраст. Что вы сами об этом думаете?

А как вы себе представляете художника? Обязательно такого в берете, о котором мы говорили раньше или оторванного от реальности мега-креативного заносчивого мальчика? Да, такому образу я противоречу и меня это не особо волнует. Мне нравится хорошо выглядеть, это тоже своего рода искусство. Ведь работа художника - только одно направление из многих в моей жизни.

Существует мнение, что от одиночества бегут к творчеству. Как считаете?

Знаете, когда ты один на один со своей работой – можно прочувствовать одиночество. Но оно совершенно другое. Ты и работа – это уже не классическое одиночество, само это состояние очень многогранно и преисполнено жизнью.

А вы одинока?

Я – нет, не одинока. Я люблю, когда меня окружают люди. Я люблю быть наедине в своей мастерской, когда есть только картина и я. И в том, и в том случае я совершенно не чувствую себя одинокой. Я счастлива, а счастливый не может быть одиноким (смеется). Понимаете, счастье – это гармония работы, мыслей, действий, семьи… много всего в одном целостном состоянии. Человек должен стремиться каждую линию жизни доводить до такой степени, чтоб прочувствовать внутри счастье.

А деньги нужны для этого?

Думаю, нет. Вы видели много богатых людей, которые счастливы? Это состояние невозможно измерить финансово…

А как на счет баланса денег и удовольствия от работы?

Если художник пишет свою картину только ради денег – она теряет свою магию. Мне одинаково приятно и дарить, и продавать картины. Дарю тем, кто действительно это оценит. Для таких людей своих работ мне никогда не жаль. И вознаграждение за труды должно быть – эмоциональное, финансовое. Как и в любой другой работе. Но если поставить на весы деньги и просто работу над картинами, последнее для меня будет перевешивать в сотни раз!

А что вы еще хотели бы попробовать?

Да столько всего много вокруг! В ближайших планах – научится управлять вертолетом. И оттуда переносить свои ощущения в мастерскую. Не так важно что, главное вообще хотеть чего-то…

Сейчас вы читаете новость «Художница Яна Кацуба: "Если художник пишет свою картину только ради денег – она теряет свою магию"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

11

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі