"С этого года в украинских школах с 5- го класса будут изучать второй иностранный язык. Полностью поддерживаю такое нововведение, - говорит в интервью Gazeta.ua директор по стратегическому развитию частной школы " Афины "Алексей Греков. - Когда человек знает два языка с детства , он достаточно легко может усвоить и третий, четвертый. Чем больше языков мы знаем , тем лучше у нас лингвистическое чутье . Я стою на таких позициях : сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек. Важна даже не коммуникативная составляющая, а краски и оттенки мира, которые улавливает человек благодаря нескольким языкам. Один язык - это мало и скучно. Как-то общался с семьей из Швейцарии, где родным языком мужа был немецкий, а жены - французский. Был поражен, как они легко переходят с языка на язык. Как художник свободно использует карандаши, кисти и краски, так же эта семья использовала оба языка. "
Почему подавляющее большинство украинцев еще не выучили английский?
- Это последствия советской языковой политики. Во всех странах соцлагеря учили русский, как язык межнационального общения. Даже сейчас старшее поколение в Польше , Чехии очень мало общается на английском, больше понимают русский. Английский пытались отодвигать, его значимость специально снижалась, радиостанции " Голос Америки", ВВС глушились. Многие из преподавателей английского утверждает, что язык специально заставляли учить не через общение , а через грамматику . Такой подход вовсе не побуждает к изучению языка, ибо правила неинтересны и неочевидны. Человеку не понятно, зачем все это нужно. Такой была централизованная политика. Такая великодержавная шовинистическая позиция в России остается до сих пор. Не зря российские туристы в других странах говорят: неужели в этой стране до сих пор не могут выучить русский? Мы к ним приехали отдыхать , поэтому они должны знать наш язык. Такой культурный аспект до сих пор давит. А те , кто реально учил иностранные языки в Советском Союзе , например , студенты Московского государственного института международных отношений , должны были проходить специальный отбор, быть абсолютно лояльными к власти. Сейчас эхо СССР еще звучит в украинских школах - иностранные языки преподают учителя, которые росли на советской или постсоветской идеологии. У них устаревшие методы , учебники. Сравните учебники, по которым учатся украинские дети с учебниками Oxford University Press.
Что нужно делать , чтобы Украина заговорила иностранными языками?
- Наконец в Украину пришло понимание, что, чтобы быть воспринятой в мире , надо знать языки. В Восточной Европе первой активно начала изучать английский Венгрия . Их язык мало кому понятен , потому что не принадлежит ни к славянской, ни к романской, ни к германской группам. Они очень быстро перешли на английский , а также их рок -группы начали петь на английском.
Теперь и украинскому населению следует начать говорить по крайней мере на английском . Важно грамотно реализовать стремление знать европейские языки . Лучше учить язык , находясь в языковой среде - постоянно и смотреть программы на иностранном языке , и читать, и , конечно , общаться. Музыкант не может умело играть на трубе , если берет ее в руки раз в неделю . Конечно , простые школы вряд ли обеспечат погружение в языковую среду . Им надо ставить меньшую задачу: выпускник должен овладеть языком настолько , чтобы поддержать разговор . Доучить детей до уровня понимания и общения на иностранном языке - это посильная задача для наших школ. Нужно поставить четкую задачу: чтобы ученики заговорили.
Что мешает?
- У меня есть опасения, что языковая инициатива может разбиться о приказы и рекомендации Минобразования. Власти следует не мешать своими директивами учителям. Что касается методики обучения , то надо делать упор не на грамматику, а на свободное общение. Ни в коем случае не нужно ругать за ошибки , называть ученика неудачником, " бить линейкой по пальцам ". Ведь тогда человек выпускается из школы запуганный, боится говорить. Он будто бы что-то учил, а общаться не может. Недаром существует множество курсов для тех, кто не доучил английский в школе.
Как вы советуете изучать иностранный язык в школах ?
- Ничто так не помогает в изучении языка, как общая задача, которую нужно решить вместе с иностранцем. Мы нашли по интернету школы, которые согласились с нами провести совместный урок по интернету. Наши дети приготовили презентацию об Украине на английском. Такое общение оказалось очень плодотворным. При коллективной работы дети общаются друг с другом, акцентируя внимание не на языке, а на содержании. В памяти понемногу закрепляются иностранные словосочетания, изречения. Если где-то не хватает словарного запаса, выписывают слова, доучивают. Здесь ребенок не зубрит слова, не понимая, как их применять. Он уже знает, что эти слова ему понадобятся.
Комментарии
55