15 ноября в столичном Центре современного искусства состоялась встреча с 40-летним белорусским художником Андреем Дурейко. После исключения из Белорусской академии искусств в 1992-ом он эмигрировал в немецкий Дюссельдорф. Там сейчас живет и работает.
"Белорусские художники на десятилетия опережают своих политиков. Последние уже 10 лет никому не пожимают руку, ведут одновекторную политику. Наши художники популяризируют свою культуру и страну в мире, - говорит Дурейко. - Если в Беларусь приезжает иностранный куратор или художник, он спрашивает "А где современное искусство?". Если не иметь связей с местными художниками, или с неформальными институтами, увидеть актуальное искусство у нас невозможно".
Художник говорит, что после развала Советского Союза среди белорусских художников начались политические чистки.
"К этому времени в художественных учебных заведениях было популярным модернистское направление. Через 2-3 года десятками начали исключать студентов и преподавателей модернизма. Оставляли только представителей традиционных направлений. К середине 1990-х у нас еще существовали западные фонды, которые поддерживали художников. Таким был "Фонд Сороса". Потом по политическим мотивам эти институты исчезли из страны. Отсутствие спонсорской поддержки подавило начинания в галерейном бизнесе, прекратили действовать альтернативные центры искусства. На переломе тысячелетия белорусская художественная среда была полностью зачищена, художники эмигрировали. Много оказалось в Вильнюсе или Дюссельдорфе. Поколение художников, которые появились до "перестройки", успело попасть в рыночные отношения и наладило отношения с московскими, питерскими и западноевропейскими галереями", - отметил художник.
Дурейко говорит, что в Минске на 2 миллиона жителей зарегистрировано 5 галерей: "В столице очень много людей ходит на выставки. Но это ненормальная ситуация, потому что свидетельствует о дефиците такого искусства".
Комментарии