Бывший соучредитель издательства "Грани-Т" рассказывает, почему покинул издательское дело
52-летний Владимир Павлятенко - бизнесмен, стоявший у истоков столичного издательства "Грани-Т": создавал его, набирал сотрудников, развивал. Когда бизнес заработал, Павлятенко стало неинтересно, и он покинул издательское дело. Сожалеет ли бизнесмен из-за такого решения и чем занимается сейчас? Об этом Владимир Владимирович рассказывает Gazeta.ua.
- Расскажите немного о себе. Вы учились на философиськом факультете КНУ им. Шевченко. На каком именно отделении?
- Научного коммунизма. Как мог юноша - бывший курсант военно-политического училища выбрать что-то другое?
- А почему не мог?
- Потому что искренне верил, что коммунизм победит.
- Ужас.
- А чего? Понимаю ребят, у которых дед был где-то в УПА , и им папа и мама что-то там тихонько рассказывали. У меня такого не было. Я жил и видел "Щорса", а после фильма "Офицеры" пошел в военное училище. Мне до сих пор нравятся его герои и фраза, ставшая формулой житття для многих юношей: "Есть такая профессия - семью защищать". А как иначе в Запорожской области? Какой национализм? Максимум, что моя бабушка могла сказать об одном из моих сверстников: "Тот шибенник, у которого деда махновцы изрубили". Историческая память дальше положительных вещей о Несторе Махно в Запорожье не пошло. Предубеждений относительно советской власти тоже не было. Да, говорили о голоде как о факте. Но при этом никто не добавлял, что это все - через советскую власть. А начало 1990-х - это было потрясение: Демсоюз, Новодворская, программа "Взгляд". Хотя диссидентом я, конечно, не был. Наше же поколение заточили в защиту советской власти. Мы очень были такие, знаете, - ух! И в "дыню" могли заехать, и Ремарком и Апдайком зачитываться.
- Так Вы и комсомольцем, пожалуй, активным были?
- Конечно. До этого времени люблю комсомол. В те годы можно было пить портвейн в подъезде, ходить на танцы и задираться. А можно было в райкоме что-то делать. Нам давали машины, деньги и возможность что-то делать, поэтому из райкома комсомола до 11 вечера нельзя было никого выгнать. Перед каждым подростком была возможность выбора: где ты, пацан? Пить портвейн пробовал - не очень. Комсомол отбирал активных.
- Как создали издательство "Грани-Т"?
- Мне в Запорожье очень хотелось открыть газету, но столько денег у меня не было. Знакомые посоветовали обратиться к одному бизнесмену. Он меня выслушал и говорит: "Давай газету запустите позже. Вот сейчас у меня есть один бизнес, заходи сюда. Мы его сделаем, а потом от полученной прибыли зарядим газету". Я согласился, потому что понял, что передо мной человек, с которым мы "в детстве читали одинаковые книги". Работали вместе, потом жизнь нас развела, а потом мы снова встретились. Я как раз был после Оранжевой революции как осколок кучмистского режима сокращен с должности заместителя председателя Государственной туристической администрации. И как бывший чиновник начал искать применение своим умениям. Как раз встретил своего бывшего партнера. Обсудили несколько вариантов бизнеса, остановились на издательском. Главное было - детская книжка и культурология.
- Почему издательство?
- Я имел немного опыта в издательской сфере. В Запорожье очень классное издательство "Дике поле", которое начиналось еще в начале перестройки. Там был культурологический клуб, где собиралась вся неформальная молодежь. Мы, как члены политклуба, увлеклись идеями анархизма и начали искать все, связанное с анархией и повстанческим движением. И столкнулись с тем, что нет книг. Итак, по сути, ради возможности иметь свои книги, Сашко Лазутин вместе со своими сообщниками и открыл издательство "Дике поле". Поскольку все это происходило на моих глазах, у меня сформировались определенные представления об издательском деле. Это и был мой первое пересечение с издательским делом. А второе - я перед назначением на должность заместителя председателя Туристической администрации работал в секретариате Кабинета министров в 2003-2004 годах. Раз в Управлении связей с общественностью. И как раз одним из направлений моей работы по Кабмину была работа с Госкомтелерадио. Мы с коллегами по Управлению занимались выходом постановлений о льготах издательского дела в Украине - освобождение от пошлины, от налогообложения. И таким образом знал об издательском деле с точки зрения законодательства. Но в первую очередь любовь к книге. Это то, что нас связывало с партнером. Даже влюбленность в книгу, наверное.
- Кто придумал название "Грани-Т"?
- Я. Хотелось как в мультике советском, "как вы яхту назовете, так она и поплывет", чтобы, с одной стороны, название касалась творчества, с другой - предоставить абсолютную мощь. Перебирал много слов и разбил слово "гранит" на "грани таланта" и "мощь". И эта твердость была заложена в название "Грани-Т". Еще мне нравилось, что оно с "гранитом науки" перекликается. На мне была работа с авторами, иллюстраторами, вопрос полиграфии, на партнере - организация и финансы. Здесь мне повезло, потому что партнер - блестящий менеджер, отличный управленец, из тех людей, что за мои 50 с копейкой лет редко встречались в жизни, - один из немногих, кто сочетает в себе предпринимательский талант, волю к жизни и желание жить. Поэтому наш успех был продиктован во многом его умением сконцентрироваться и собрать коллектив. И умением найти к каждому подход. Мы же все разные. Потому что с одного надо строго спросить, с другого - мягко. А третего надо попросить, и он горы свернет. Мой партнер - человек, умеющий отделить важное от срочного, а это важно в бизнесе. Кстати, газету мы же начали выпускать, но впоследствии закрыли этот проект, сосредоточившись только на издательстве книг.
- Трудно было запорожцам набирать коллектив в Киеве?
- Финансово сложно было снять помещение, технику купить. А коллектив набрали просто: обратились на кафедру полиграфии КПИ. Абсолютно с улицы. Я позвонил к завкафедры, представился. Говорю: "Можно у вас там каких-то хороших девушек? "Конечно, можно. Конечно пожалуйста. Пришли девушки, начали работать. Умнички. То же самое было с художниками - иллюстраторами. Кафедра книжной графики, Художественная академия на Смирнова-Ласточкина. Я подъехал, представился, даже завкафедры не видел, говорил с методисткой, которая 30 лет там работает, все знает. Говорит: "Это умничка, но ленивая. Эта не организована, но талантлива". Оставил свой ??телефон, кто пришел того взяли. Потому что если ребенок дошнл до 3-4 курса, явно он не без таланта. Не талантливые отсеиваются на 1 и 2 курсах. Для них, студентов выпускных курсов, был важен сам факт появления в печати их иллюстраций выход в профессиональный мир. С редакторами было сложнее. Кого-то мы не устраивали, кто-то - нас. Поэтому принимали редакторов на отдельные книги.
- Вам нравилась эта работа?
- Ужасно. Ты общаешься со многими интересными людьми. Вот, например, тот же Олесь Ульяненко. Я его всеми силами затягивал в издательство. Просил его написать детскую сказку. Он ко мне обращался "Вовка". Я немножко смутился, меня так называли только в детстве, когда мне было лет 5, 6. Потом понял, что такое обращение - это признак того, что человек тебя воспринимает на одном уровне с собой. Потому что у вас было одинаковое детство, условия воспитания, юность в провинции. С Ульяненко нас познакомил Павел Вольвач. А Пашу я знаю еще из Запорожья, он был активным участником неформального молодежного движения. Кстати, Павел, написал роман "Кляса", описал в этом произведении общих друзей. Я, когда читаю эту "Клясу", узнаю все те запорожские районы, где мы были молодыми, пили кофе, гуляли с девушками.
- Чего же ушли из издательства?
- В 2007 году мне предложили работу в секретариате Кабинета министров, от которого я не смог отказаться. К тому же, устал от законов бизнеса. Цепляли некоторые очень неприятные моменты. Мне вообще не нравятся некоторые законы украинского бизнеса.
- Нужно давать откаты?
- Но мне не жалко отката, - машет рукой. - Что такое откат? Это уже часть бизнеса, это процедура. Не в этом дело. Дело в жестокости, беспринципности, часто в отсутствии морали и каких-то принципов. Достичь успеха, к сожалению, в те годы очень трудно было, будучи моральным. В середине 1990-х мы подошли к определенной черте, которую кто-то потом переступал, а кто-то - нет. Я принял для себя решение, что я не буду делать того шага. Поэтому как бизнесмен я не состоялся, но не жалею.
- В чем же проблема?
- Вот и меня все спрашивали: "В стране кризис, все пытаются на государственную службу заскочить, а ты с ней соскакиваешь". Дело в том, что издательский бизнес очень сложный. Вот ты зарядил в книгу 3000 экземпляров. Но сколько должно пройти времени, пока она продастся?
- А госзаказ?
- И что? Поменялось правительство - своих издателей привели. Издательское дело, построенное на госзаказах, непрочное. Это как инъекция, которая убивает организм, флору, фауну, почки, печень и все остальное. Ты как живешь, но, если не отработал свой ??коллектив авторов, стиль, методику, "легкие деньги" дадут тебе продержаться полгода, год, а дальше? Это как наркотик. Ты подсел, и уже без него просто никто. Поэтому на государственных деньгах умные люди бизнеса не строят.
- У Вас сейчас есть своя доля в "Грани-Т"?
- Законом о госслужбе запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому я уступил свою долю партнеру. Мы настолько понимали друг друга, что это даже не обсуждалось. Почему? Очевидно, потому что я уже все, что мог, сделал. Все работало: художники, редакторы. Были сложности с реализацией, но более-менее успешная, она работала. И у меня наступил тот момент, когда приходишь, сидишь, и что дальше? Стало сложно жить без сложностей. Это, очевидно, черта моего характера.
- Жалеете, что ушли?
- Никогда не жалел. Очевидно, в той сфере я смог себя реализовать. Позже как продюсер участвовал в организации съемок фильма о Джеймсе Мейса - американськго профессора, историка украинского голодомора. Лента называлась "Свеча Джеймса Мейсона" - режсером фильма была талантливая документалистки Наталья Сущева. Герой нашего фильма одним из первых поднял тему украинского голодомора в Америке, исследовал ее основательно. Мейса знали еще во времена Щербицкого. Затем он приехал в Украину, женился на украинке. Говорил, что его позвали наши мертвые, хотя сам родом из индейцев. Мы сделали этот фильм по заказу Министерства культуры 2007 года. Грянул кризис, после которого снимать было очень сложно. Я вернулся на государственную службу и перестал заниматься продюсированием. А вот пару лет назад ушел из Кабмина. И сейчас сотрудничаю с продюсерским агентством "Альфа-Продакшн". Сейчас организуем с исполнительным директором ливанского культурного центра Гассан эль Госейни фестиваль ливанской культуры. Он пройдет в столичном кинотеатре "Киев". В течение трех дней покажем киевлянам шесть лент о Ливане.
Владимир Павлятенко, 52 года. Продюсер, бизнесмен, в прошлом - государственный чиновник. Родился в г. Днепрорудное Васильевского района Запорожской области. Выпускник Днепрорудненского горного техникума и курсант Новосибирского высшего военно-политического училища. Выпускник философского факультета КНУ им. Т. Шевченко. Учился в Академии государственного управления при Президенте Украины. Преподавал в Запорожском национальном университете и Запорожском машиностроительном институте, а также в Академии руководящих кадров культуры и искусств. Бывший соучредитель издательства "Грани-Т". Сейчас - продюсер. Вместе с компанией "Альфа Продакшн Студиос" организовывает Фестиваль ливанского кино. Не курит, не употребляет спиртного. Хобби - плавание, бокс. Женат. Есть сын и дочь.
Комментарии
3