10 декабря в Киеве в "Львовской бизнес-школе" (LvBS) Украинского Католического Университета в рамках проекта "Business-Credo" состоялась встреча с писательницей Оксаной Забужко на тему "Культура как национальный нарратив. Может ли быть успешной страна без CV?". Модератором была HR бизнес-лидер компании Mondelez International Оксана Семенюк.
Опоздав на час и традиционно пересказав забавный разговор с таксистом в пробке, Забужко прочитала почти трехчасовой спич о Франции, речи Байдена в Верховной Раде, необходимости "story" для Украины, межнациональных отношениях, Путине, Министерстве образования и украинских СМИ, в качестве иллюстративного материала используя детскую раскраску.
"То, чем я хочу с вами поделиться, это в определенной степени опыт, который можно определить в категориях бизнес-активности, потому что говорить я буду, прежде всего, как человек, имеющий за плечами несколько лет карьеры на Западе как наиболее переводимый украиноязычный автор - на 25 языков мира. А это значит, что я знаю, в принципе, эти страны изнутри с точки зрения их книжного рынка, их медиа-рынка, и, соответственно, у меня двойная оптика в том, что сегодня представляет Украину на мировой арене, и том, насколько она растерянна и насколько она в координатах какого-то своего самоопределения политического, интеллектуального, ментального и т.д. - насколько она потеряна и почему она потеряна. Проще говоря, я имею эту двойную пару очков, которую не всегда видно из Украины, потому что в украинском информационном пространстве вообще то, что происходит не за восточным поребриком, в принципе, до сих пор разглядеть сложно. Информационная завеса у нас как была, так и остается.
Я вчера, вернувшись из Парижа, прежде всего прослушала речь Байдена, т.е. англоязычную версию того, что он действительно говорил. Но одновременно понимая, что он говорит и почему он это говорит, что он имеет в виду и что он в это вкладывает, я понимала, что в зале конфликт культур происходит, культурное недоразумение - вот эти первые 15 минут тупой тишины, при том, что он, как хороший ритор делал подсказки-паузы в нужных местах, где он надеялся на аплодисменты. Он обращался к политической элите независимого государства, он обращался к зрелым государственным мужам и темпераментно, со всей страстью американского государственного мужа, политика высокого класса говорил им: "Yes, this is the moment!" То есть месседж был блестяще изложен, прекрасно артикулирован, прекрасно, как говорят американские украинцы этим своим украинишем, "сперформованный" - все было прекрасно: адресат был неправильный. В это время перед ним сидели люди, которые все эти 15 минут, пока он говорил о том, что в их руках рычаг истории, воспринимали это как ритуал - нечто вроде того, как в годы юности нашего поколения надо было ритуально писать ссылки на последние решение 25ого съезда или еще что-то такое, - они считали, что это он льет воду, что это какая-то обязательная риторика, и тоскливо ждали, когда взрослый дядя перейдет наконец к раздаче пончиков и пинков. То есть вся эта историософская часть, так сказать, где государственный муж обращается к государственным мужам, - это все просвистело им над головой. И, соответственно, в украинском информационном поле тоже никакого отпечатка, никакого отражения не нашло.
Мне везет каждый раз с моими книжными презентациями в разных странах в их поворотные исторические моменты. И вот надо же было такой беде, чтобы "Полевые исследования украинского секса" по-французски вышли 13 ноября и, соответственно, все те мероприятия, на которые я приехала, разворачивались в контексте Парижа уже сильно обозначенного вирусом тихого страха. В любом случае, со всеми этими сюжетами французам значительно вразумительней чувство украинской опасности, и Украина прекращает быть такой дикой экзотикой, как это было еще недавно. Но скорбно, что для этого надо было кровопролитие - для того, чтобы люди начинали слышать других людей и исчезало это самодовольство.
Для наглядности я принесла детскую карту мира, раскраску - мир в картинках. Вот мы много говорим о русской пропаганде и о том, как россияне о нас врут. А здесь речь идет о том, что Россия, Сурков, ФСБ самом деле хорошо пользуются той ментальной картой, которая в сознании Запада составлялась даже не десятилетиями, а веками. А мы категориями веков не мыслим, мы мыслим от выборов до выборов.
Вот она эта контурная раскраска. Здесь вот Эйфелева башня - ясно, видит французское дитя, это Франция. Немножко южнее итальянский сапожок - на нем Пизанская башня. Немного севернее Колизей, еще немножко севернее большая и красивая мельница - ну, понятно, это Голландия. Немножко еще севернее здесь на полуострове сидит Андерсонова Русалочка — разумеется, Дания. Вот здесь рядом торчит большая берлинская телебашня. Еще немножко южнее - Акрополь. А вот тут, как было в средневековых картах "Здесь водятся львы", - тут растут елки. Где-то начиная от Чехии, вся так называемая Центральная и Восточная Европа - это место, где растут елки, катаются на лыжах и примерно на уровне Одессы снеговик. И сразу за этой территорией - Собор Василия Блаженного и дальше матрешки. Вся территория за железным занавесом до 1989 года. Сейчас французские дети это будут разрисовывать - и картина мира сегодняшних французских детей будет формироваться в соответствии с этой картой. И это касается не только французов. Вот здесь есть ответ на вопрос: почему они нас не понимают, почему Олланд несет такие глупости и собирается сотрудничать с Российским террористическим государством в борьбе против терроризма, несмотря на весь контекст последних двух лет. Потому что здесь растут елки. А там, где собор Василия Блаженного, - оттуда император Александр, который был союзником Наполеона, оттуда Николя - Николай II после коронации приезжал во Францию, и его приветствовал на высшем уровне весь цвет французской культуры. Вот это есть и традиция сотрудничества в имперской парадигме.
Мы не понимаем, что страны старых демократий - это страны не только демократией, но и с учетом прилагательного: старых. Это страны с сохраненной преемственностью традиции политической и культурной, которую они очень и очень соблюдают. И Байден рассказывает - он ничего не знает об Украине, он знает только Майдан - то, что западный политикум разглядел в Украине, в отличие от России: здесь есть гражданское общество. И, говоря, коротким синопсисом он выдает историю американской демократии, начиная от founding fathers, от отцов-основателей. Очень наивно с нашей стороны представлять, что Америка это страна без истории: никто какраз так не перенят своей историей, как американцы, у которых она такая куцая. Попытка создать вот эту самую историю политического класса в формате не пяти лет, не десяти лет, а в формате веков - об этом говорил Байден. Он обращался с жаром американца, который ценит, который знает, что такое быть пионером, творить: "В ваших руках колесо истории", - и видно, что у него глаза горят, что он чуть ли не завидует этим людям. Он едва так и не сказал: как вам классно! Вы можете стать вот этими founding fathers для вашей страны. Это сознание и ментальность западного политического класса, это сознание и ментальность, совершенно отсутствует в советской культуре, которой мы все, так или иначе, являемся продуктами и наследниками, потому что она никуда не девалась.
Украина не говорит сама о себе все эти 24 года своей независимости. Украина не предложила Западу своей story. Когда абсолютно потрясающая женщина - президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, а она какраз рождена на Западе, то есть тоже человек с двойной оптикой, кроме того, первая женщина в Восточной Европе, которая достигла самого высокого офиса страны - рассказала, как все западные корреспонденты на нее налетели и все, говорит она, утверждали: "Вы постсоветская страна". Вот нормальная для нас самодефиниция: мы постсоветская страна, конечно. Так третьему из них она сказала: "Молодой человек, выйдите и прополощите рот. Мы не постсоветская страна. Мы страна, которая была под оккупацией и вернула себе независимость ".
И эта инерция самоопределений, она прилипает. Что такое постсоветская страна - это там, где елки растут. Потому что СССР это преемник Российской империи. Собор Василия - понимаете к чему я веду? Что такое русская story, которой у нас еще вообще нет? Почему Путин выигрывает? За счет story. Это - война, которая идет за то, кто продаст миру более правдивую и убедительную story. А мы ее еще даже не начинали варить, даже не осознали ее необходимость. Наоборот, приходится то и дело читать, даже из уст историков о том, что забудемте сейчас историю — давайте думать о будущем. Минуточку, будущего еще нет, его не существует. Будущее можно планировать, его надо конструировать, но опираясь на то, что есть в реальности. В реальности существует современность, которая является результатом тех самых длинных хвостов. Если вы этими хвостами не обладаете, вы можете сидеть, смотреть телевизор и глотать то, что для вас сварили взрослые дяди в странах, где знание истории является абсолютно необходимым атрибутом правящего класса, элит. Европа - это место, где люди знают свою историю. В Европе вам каждый официант расскажет, что здесь у нас был Мандзони.
Что почитать? Во всех странах тот же вопрос: почему вы не выдали "Precise History of Ukraine" на 60, максимум 80 страниц? Вот это самое СV. Вот она твоя story, твоя биография. Без этого тебя на работу не возьмут. И так же нет никаких шансов попасть в клуб стран-лидеров, какие бы ни были реформы, какие бы ни говорилось прекрасные слова о том, что мы и полицию новую сделаем, а здесь мы подрисуем, а здесь мы подшпаклюем - вы все равно останетесь территорией, где растут елки. Толковой, вменяемой информации, которую страна выдает о себе внешнему миру, с которой абсолютный чужак может понять, что это за страна, в чем причины нынешних ее разборок с Россией, каков ее бэкграунд - вот такого связного нарратива нет. Этакого эссе о себе, которое позволяет заполнить этот елочный пространство ну хотя бы, холера, Софией Киевской, откуда, простите, пришла королева Франции.
Украине нужно состояться в себе самой, чтобы стать Европой. Это важные и серьезные вещи, без которых мы никогда не отобьемся от russian story об этих всех вековых связях и т.д. И мы должны прочитать Шевелева "Москва, Маросейка" - абсолютно обязательная, хрестоматийная лектура, которая должна быть введена в школьные программы. Мы должны понять, что это мы, наши предки, наши интеллектуальные элиты XVI - XVII придумали Россию в ее нынешнем виде. Что это наши киевские книжники, это их концепция Киева как второго Иерусалима и экспансия Киева на Москву. И тогда, когда надо было выбирать, когда Украина воевала на два фронта и с Польшей, и с Османской империей, выбор Переяслава был ответом наших предков на исторические вызовы, которые тогда выглядели абсолютно неразрешимыми, потому что с юга шла Османская империя - то , что осталось в народной памяти: и думы, и песни, и т.п.
Потребность выхода к морю, колонизации южных степей - это главная интенция и это то, что Драгоманов назвал, и очень мне нравится, "наши роковые национально-краевые задачи": закрепиться на черноморском побережье и вторая, драматичнее, которая взяла намного дольше - это убрать поляков с украинских этнических земель. Стратегемка была, ни много ни мало, на 300 лет. Это мы, так сказать, матерная плата этой самой империи, когда наши предки делали выбор между Польшей и Россией. То есть Польшу наши предки боялись, Москву они не боялись. Потому что Москва была темная, дикая и глупая, в Москве не умели читать и писать - в Украине было два университета с культурной просветительской миссией в Москву, которую наши предки планировали использовать в своих интересах. Они использовали. Чего нам всем это стоило - это другое дело. Но по большому счету, когда мы вспомним, что целый век Гетманщины политику Российской империи формировали украинцы, идеология петровских реформ - это Феофан наш Прокопович, что екатерининские реформы - это граф наш Безбородко, и он был архитектором раздела Польши, и украинцы так в конечном итоге отомстили Польше, - тогда мы поймем, почему тот же Валенса говорит: "Нельзя слить украинском - они очень мстительны".
Прогамма Переяслава выполнена, и только теперь отношения с Россией выходят в ряд наших первоочередных проблем, а до этог у нас были другие. Вот что такое государственные мужи, что такое взрослое политическое мышление людей, которые мыслят на дистанции веков. Но по состоянию на начало XIX в., когда оказалось, что этот проект не работает, и Россия, вместо стать мультиэтнической и мультикультурной империей с духовным Иерусалимом - столицей в Киеве, как грезилось нашим предкам: вот это Рим, а мы Греция и т.д. - оказалось, что на самом деле украинские элиты сильно проиграли. И тогда они начали новый, модернизационный проект уже по аналогии с другими славянами - по модели уже романтической, центральноевропейской. Кирилло-Мефодиевское братство начало. И Шевченко им так и говорит, что не стоит радоваться: "Правда ваша: Польща впала, Та й вас роздавила!". То есть Шевченко озвучивает этот самый проект, в котором Гоголь был последним. И так получилось, что мы создали эту империю. Мы ей дали имя, мы ей дали европейский паспорт, который она у нас отобрала.
То есть что нам надо сделать сегодня и что объяснит нашу позицию в координатах геополитических - взять нашу историю на дистанции не 2ух, а 4-5и веков. Тогда никакой Путин не скажет, что нас здесь не стояло, потому что тогда окажется, что его здесь не стояло.
Я думаю, что сейчас идет война за информацию, точнее борьба за знания, за медиа, за выстраивание определенной сети тех, кто знает - network'а вменяемых".
Вызвав в аудитории большой резонанс и спровоцировав обсуждения в зале, Забужко перешла к диалогу и ответам на вопросы:
- Что нам делать с Академией наук и вообще с наукой?
- Ну, здесь надо жизнь положить, чтобы понять, что с ней делать. Ясно, что ее надо спасать, потому что это будущее, холера ясна. Квита надо гнать, прошу прощения, для начала - у нас нет худшего министра. Хуже, чем Министерства образования у нас просто нет, вообще не было. Ну, казалось бы, уже после того, как за целый семестр полмиллиона детей не получило учебников, то понятно, что человек по факту не справляется со своими обязанностями. Но все слышат о плохом Кириленко, который еще ничего не развалил. Не построил, но и не развалил. А учителя реально не имеют голоса.
Образование и медицина - это первые два показателя, насколько страна является, извините, гуманитарно адекватной. Я не знаю, как можно реформировать то, что в принципе, не рефомуется, потому что Академия в ее нынешнем виде все же не вернадская, а сталинская. И в том сепаратном виде Академия, не связанная с университетами, когда эти бедные преподаватели отгавкивают по 900 часов и не имеют возможности книгу себе купить, не говоря уже когда эту книгу прочитать, вместо того, чтобы, как на Западе, где ученые преподают, чтобы апробировать на студентах те идеи, над которыми они работают, - здесь отдельно есть Академия, замкнутая, аутичная, обслуживающая на самом деле власть, по инерции, в таком формате, как академии наук существовали только в СССР и во франковской Испании. Я думаю, если посмотреть, как испанцы это реформировали, там можно найти некоторые модели оптимизации тоталитарного наследия в соответствии с потребностями вменяемого, здорового народа.
- Какие эффективные стратегии этой story?
- Все мои стратегемы не включают государственные институты. Я готова к трансформациям, которые ждут Европу и очень серьезным реформам, которые не всегда будут определяться 470ю под тем куполом с очень плохой кармой. Еще лет 5 назад, путешествуя, я сделала наблюдение, что в каждом городке или городе есть люди, которые, что называется, держат его. Местные, скажем так, бизнесмены - большего, меньшего формата, и эти люди реально что-то делают для города просто потому, что они хотят, чтобы что-то было. И я тогда полуштливо сказала, что то, что сейчас стране нужно, это ОУН (б), где (б) - это бизнесмены, которые между собой имели бы связь и творили бы горизонтальную сеть, которые бы, если придет война, могли бы удержать страну. Но я, как та сова в анекдоте, стратег, а не тактик. Все равно есть конкуренция и никто никому не доверяет. Но в последние месяцы я начала получать сигналы от наших собратьев по елках: есть бизнесмены, которые хотят спонсировать какие-то проекты обмена, проекты изданий об Украине. Это местный бизнес, который понимает, что нужен фронт солидарности с вовлечением Украины.
- В своих предыдущих интервью вы говорили о революции медиа. Как вы видите, она должна происходить?
Я ее, честно, никак не вижу. Медиа это результат того самого передела, когда началась на самом деле война, на грани 1990-ых и 2000-ых - когда началась приватизация информационного пространства, монополизация, когда, по сути, Украина потеряла свое информационное поле. По состоянию на 2004 год оно было более или менее уже зачищено.
Я не знаю, все ли смотрели интервью Юрия Безменова Джорджу Гриффину 1984-го года? Это абсолютный must, простите. Библиотечку современной войны надо начинать, все же, с этого интервью. Юрий Безменов рассказывает по учебнику КГБ, каким образом происходит развал страны. Это все то, что происходило с Украиной, они ничего нового не придумали. Говорю еще раз: это война не только stories - это война знаний. Это вот то самое знание, которое ревностно обороняется. Это был большой слив, и там расписано аккуратно по разным сферам, как происходят эти 4 этапа: деморализация страны, которая принимает минимум 20 лет - через медиа, образование, как вырастить поколение, которое не будет воспринимать Советский Союз, читай, Россию как врага. Как работать с медиа, non-issues - то есть когда раскручиваются несущественные вопросы ... Ну, синдром Савика Шустера, знаете, классика жанра. Есть много еще чего. То есть оно все настолько четко выставлено, вся информационная война за прошедшие 15 лет.
Это не значит, что не надо менять что-то и бойкотировать, но видите ли, два года прошло, а по большому счету, со всем этим бойкотом российского кино воз и ныне там. Война не где-нибудь "на передке", война тут, это тот самый спрут, тот самый монстр, и пока оно не сдвинется ... Оно сдвинется, потому что это только начало ответа на что делать с медиа в стране, где в день заключения Минских сделок - зима, стреляют, Дебальцево - весь мир слушает украинского президента, CNN транслирует, - а по Первому национальному каналу Украины в это время поет Виктор Павлик. Кроме Пятого, ни один украинский канал национального покрытия это выступление не транслировал. На кого работают украинские медиа? Как это исправлять, я не знаю.
Комментарии
4