О подростковой литературе США и Украины рассказала писательница Оксана Лущевская. Живет в штате Северная Каролина
Встреча прошла в рамках проекта # литmatch, организованном пространством украинской детской книги БараБука.
- Общее в украинской и американской литературе для подростков - в новаторстве и экспериментальности, - говорит Лущевская.
- Отличие в том, что в США это направление развивается с 1960-го. То есть между нами отрезок времени в 60 лет. Мы ищем репрезентацию семей, подростков, личности, по сути украинского человека в книгах именно этой возрастной категории.
В Америке уже есть большой бэкграунд, понимание, чего они хотят на рынке, а чего нет. Перепробовали все. Поэтому им удается "задвигать" свою литературу на другие рынки. Понятно, что с опытом мы становимся раскованнее, можем сказать больше, увидеть, что работает для читателей, а что нет. В Украине пока распробуем разные темы.
Сегодня на рынке у нас много переводной литературы, и так будет, пока мы будем не уважать себя. Если мы готовы покупать, нас так и рассматривают. Когда будет достоинство и много своей классной литературы, с нами будут вести себя иначе. В Америке развит консюмеризм, они много покупают и рассматривают всех остальных как тех, то много покупает. Надо посмотреть, чего у них нет, какие ниши провисают. И предлагать свои продукты. Думаю, через 5-8 лет американских бестселлеров в Украине станет меньше, от отечественной литературы мы будем требовать больше качества.
Писательница получила премии Астрид Линдгрен и Ганса Кристиана Андерсена. Это как два Нобеля, по биохимии и физике. Думаю, она получит Нобеля в литературе, так как пишет и для взрослых тоже.
Среди современных американских авторов стоит отметить Жаклин Вудсон. Писательница получила премии Астрид Линдгрен и Ганса Кристиана Андерсена. Это как два Нобеля, по биохимии и физике. Думаю, она получит Нобеля в литературе, так как пишет и для взрослых тоже. Я ее поклонница лет 10, еще с магистратуры. Во время учебы познакомились на конференции, переписывалась по электронной почте. Ту гордость, которую я увидела в Жаклин относительно афроамериканцев и незаполненных ниш их культуры, больше нигде и никогда не видела. Тогда подумала: вот если бы мы в Украине так гордо себя несли как авторы, так нарабатывая и подводя тексты в нашу культуру, то у нас через 10 лет была бы масса своих замечательных авторов. В чем заключается ее сила? В честности в отношении афроамериканской культуры и ее места в обществе США, и в целом в мире. Она поднимает идею неполноценности. Показывает, что на самом деле этого нет, это сформированный концепт, который мы продолжаем наклеивать на себя, как лейблы. Она показывает это честно. И доказывает, что каждый из нас является полноценной личностью, которая должна развиваться и расти, независимо от цвета кожи, языка, акцента. Мы можем это делать, пока являемся мыслящими личностями, имеем самоуважение. Для подростков Жаклин говорит о мире на их языке - просто, честно, без лиричности. Моя любимая книга After Tupac and D Foster о девичьей дружбе, смерти и наркотиках, которые героини наблюдали. Как раз в это время умер Тупак, рэп-исполнитель. Описывает, как это переживается, подается в различных СМИ.
Жаклин Вудсон сотрудничает только с теми издательствами, которые уже имеют традицию работы с афроамериканцами, уважают ее видение, ее голос. Никакого переписывания. Никто ей не говорит, что произведение не подходит к серии или что не хватает страниц. А у нас такое бывает.
Писательница много экспериментирует. Например, книга Brown Girl Dreaming написана верлибром. Это толстенная автобиография. Получила все возможные национальные награды. Жаклин честно говорила о своем детстве, как это быть "коричневой девушкой".
Писала ей как украинский автор с вопросом, с кем можно сотрудничать относительно переводов. Она ответила: Оксана, ну вы же видите каков мой фокус, это афроамериканская литература. Я не могу помогать авторам, которые приходят из другой культуры. Уверена, вы найдете свой путь среди своих людей или станете одним из тех, кто, как я, будет это делать.
Жаклин Вудсон в своей подлинности покоряет читателей по полной.
Жаклин Вудсон в своей подлинности покоряет читателей по полной. Почему ей так много всего дали? Тем голосом, которым она пишет - откровенным, надрывным, без лиризма, - говорит к каждому в мире. Каждый человек в определенные моменты чувствует неполноценность, не имеет достаточно самоуважения и хочет, как цветок лотоса, выйти на поверхность. Эксперты детлита поняли, что это порыв. Наконец кто-то говорит голосами, невероятно нужными всему обществу.
Оксана Лущевская поделилась мыслями, как писать подростковую литературу.
- Независимо от того, как сегодня поменялось поколение и в какой исторический период живем, особенности восприятия общественных проблем и позитивов неизменны. Появились соцсети, но внутренне мы переживаем те же эмоции. Всегда есть желание жить в любви, мире, позитиве.
Любой парень или девушка в период созревания проходят определенный эмоциональный спектр, переживают перелом в самом себе. Если происходят еще и выдающиеся события, как революции в Украине, это общий социальный перелом. И такие события надо записывать. Я посоветовала бы авторам обращаться к недавним историям, которые они могут переосмыслить, но последствия которых заметны до сих пор - войны, Майданы. Не бояться делать параллели. Например, как мы переживаем коронавирус в изоляции. Похожие опыты и ощущения - изоляция, страх, раздражение, неуверенность, занижение самооценки - были в Советском Союзе. Нужно видеть, что было на историческом фоне большом, а также - что на маленьком, в человеческих микрокосмосах.
Также рекомендовала бы украинским авторам обращаться к своему опыту не только с точки зрения эмоций, историй. Посмотреть, что происходило с людьми в различных областях. Представлять разные украинские локации, города, стать их голосами.
Опрашивала знакомых, сколько девушек в подростковом возрасте делали что-то с телом, резали его, чтобы внешней болью заглушить внутреннюю боль. А некоторые взрослые продолжают делать. Надо искать темы, исследовать честно.
Люди уже не знают, что "Красавица и Чудовище" созданы не Голливудом.
Главной проблемой в американской литературе является коммерцинализация, - считает Оксана Лущевская. - Она мешает развиваться. Авторы ищут темы, которые еще не проговорены, - разные опыты, болезни, изоляции. Забывают, что книга должна быть историей. Еще одна проблема - диснеефикация. Люди уже не знают, что "Красавица и Чудовище" созданы не Голливудом. Или был такой детский писатель Андерсен. Дискурс "культура одной книги" исчезает в Америке. Серийность создает коммерческую выгоду. Дети в начальной школе "поедают" книги, им нужны серии. Далее они не являются необходимыми. Когда пишут под серии, авторы не создают многоголосия в литературе. Это всегда контракты, работают на скорость, а не на качество.
Оксана Лущевская поделилась, что читать в современной американской литературе.
Мне нравится Rookie Yearbook. Это ежегодный сборник статей, интервью и иллюстраций. Здесь можно увидеть отражение подростковости в различных аспектах.
В свое время меня парализовал Андерсен. Не Ганс Кристиан, а Мэтью Тобин. Это один из тех авторов детских книг, у которого можно читать абсолютно все.
Он является историком, доктором наук и известным писателем для подростков.
В США очень популярны сборники рассказов, например Open Mic. Считается, что такие сборники - это быстрый фикшн. В них можно почитать немало вкусных и качественных произведений.
Из коммерческой литературы понравилась книга The Cоnfidence Code for girls
(Код уверенности для девушек). Есть продолжение для ребят.
Стоит отслеживать рецензии в School library journal
Издание делает обзоры качественной литературы для детей и подростков. Рекомендует, какие книги стоит покупать для домашней библиотеки.
Топ украинских книг для подростков от Оксаны Лущевской
"Не кажи нікому", Саша Каминская
Искренняя история-дневник 14-летней Арины. Героиню накрывают кризис за кризисом: подозрительные тайны родителей, проблемы подруги, собственные эмоции и переживания...
"Лепрекони", Валентина Захабура
Украинские подростки обувают в гимназию зеленые ботинки и называют себя сообществом лепреконов. Они страдают от приставучих учителей, от чрезмерного или, наоборот, недостаточного родительского внимания, от устаревших социальных стереотипов. А еще - ищут себя, влюбляются, переживают друг за друга и всегда готовы прийти на помощь и дать отпор проблемам.
"Крута компанія", Надя Била
16-летняя школьница Милка и ее подруги хотят познать жизнь вне школьных занятий, нелепых свиданий со сверстниками и наблюдений за "счастьем" родителей, которые "уже давно не спят в одной постели". Милка встречается с Сашей, но ничего, кроме разочарований и унижений, не находит. А еще есть Димка и его друзья. Девушкам кажется, что они - крутая компания. У Димки - папа-алкоголик и уставшая от жизни мама. От всех проблем он скрывается у Светланы, которая убегает с ним от своего одиночества. Миры двух компаний сталкиваются. В "хэппи-финале" Милка и Димка выходят на свою, уже новую, орбиту.
"Щоденник Лоли", Ольга Куприян
Предыстория первого сезона сериала "Школа". Рассказывает, какие испытания прошла Лола на пути к своей популярности, чем занимается 15-летняя девушка, потеряв любимого и оказавшись из-за него в очень сложной ситуации, почему известная блогерша так не любит школу.
В мае БараБука начала проект #литmatch - онлайн беседы с создателями и книг для подростков в Украине, посвященные различным темам и жанрам подростковой литературы. Собеседниками стали Настя Мельниченко, Оксана Лущевская, Ольга Куприян, Анастасия Никулина, Александра Каминская и другие.
БараБука - украинский информационный ресурс про издания для детей и юношества. В центре внимания сайта - отечественные авторы, иллюстраторы, переводчики. Также пишут о мировых контекстах и путях развития книгоиздания для детей, приемах поощрения детей к чтению.
Оксана Лущевская - украинская детская писательница, поэтесса, переводчица, литературовед, исследователь детской литературы.
Родилась в городе Тальное Черкасской области. Окончила филологический факультет Уманского педагогического университета им. Павла Тычины. Училась в магистратуре Пенсильванского государственного университета, США. Получила степень доктора наук в области образования в Университете Джорджии. Специализация - "Язык и грамотность"
Сейчас живет в г. Шарлотт, Северная Каролина, США.
Автор более 30 книг для детей. Лауреат и победитель литературных конкурсов "Золотий лелека" (2008), "Смолоскип" (2009), "Гранослов" (2007), "Напишіть про мене книжку" (2016, 2018). В 2017 году повесть писательницы "Вітер з-під сонця" попала в престижный каталог 200 лучших детских книг мира White Ravens ("Белые вороны"). В 2019 году вышла книга "Скелет без шафи" для детей 9-15 лет. Рассказывает о девочке Ане, которую обижают одноклассники. Героиня находит отраду в изучении анатомии.
Комментарии