среда, 13 марта 2013 11:52

"Балерина должна быть легкой, а не худой" - Нина Ананиашвили

Автор: Фото: Ольга Каменева
 

12 марта звезда грузинского балета Нина Ананиашвили станцевала балет "Баядерка" на сцене Киевской оперы. 49-летняя балерина не исключает, что эта "Баядерка" может стать последней в ее карьере.

- Какие интересные новаторские решения показали вы зрителям?

- Я рада, что смогла вновь после 10-летнего перерыва станцевать "Баядерку". Я эту партию готовила с Мариной Семеновой. Она танцевала "Баядерку" при мне, когда ей было под 80. О таких нюансах, которые она знает, сейчас ни от кого не слышу. Интерпретация другая, музыкальный расклад. Все дуэтные танцы я делаю так, как поставила Наташа Макарова. Но позволила внести свои нюансы. Сказала, что только мне дает такое право. Меня педагоги учили ходить, смотреть, подавать руку. Я например, стеснялась смотреть в глаза своему партнеру. Смущалась. Пока не преодолела себя. Я очень часто получала комплименты - как я владею веером. Потому что педагог меня мучила: веер - это предмет. Когда бросают веером - это неприлично. Веер в "Дон Кихоте" - это аксессуар для привлечения мужчин. Бросить им - нельзя, его можно только отдать. Много подобных ошибок вижу у молодых балерин и думаю: ребенок не знает об этом, никто ей не сказал.

- Насколько отличается ситуация с балетом в Грузии от той, что в Украине?

- Каждый театр - это сложный организм. Балетная труппа сложно уживается. За мои глаза никто не будет ехать на спектакль, если это нельзя будет профинансировать. Репутация, которая у Дениса Матвиенко и у меня, имеет большое значение. Не думаю, что Наталья Макарова просто так подарила бы постановку. Она делает это для Дениса. За три года кое-что я смогла сделать в грузинском балете благодаря государственному финансированию - повысили зарплату артистов, финансировали отдельные постановки. Денег было достаточно для того, чтобы я в сезоне выпускала 5 премьер. Среди них - три большие постановки.

- Почему билеты на "Баядерку" очень дорогие?

- Самое приятное слышать - что билетов нет, аншлаг. Я разбалованная этим фактом. У меня каждый день на счету, действительно, каждый спектакль мой может быть последним. Я выкладываюсь полностью, потому что не знаю: а вдруг я завтра решу остановиться? Здесь в Киеве моя "Баядерка" впервые. А за первый раз всегда надо чуть больше платить.

- Как чувствуете киевскую публику?

- Я в Киеве танцую только последние год-полтора. Не заносила еще меня судьба сюда. Впервые была на днях Грузии с Тбилисским театром - принимали роскошно, потом танцевали с Денисом "Лебединое озеро". Теплый народ, легкий на общение, культурный. Я долго думала, приехать снова, и еженедельно Денису посылала смс: ты еще не объявляй, я еще не решила. Не люблю договориться, а потом не приехать. 30 лет на сцене - это большой срок. И каждый раз у меня все равно неуверенность. Каждый раз мне нужен человек, который скажет: ну как это так, чтобы ты не смогла? И действительно, почему нет? У меня есть что-то, что я могу показать молодым, чего они этого не знают. Украинская трупа очень сильная, большой у нее потенциал, я заметила на репетициях. В украинских в крови талант к танцу. Они очень танцевальный народ. Все красивые, длинноногие.

- Как питаетесь, чтобы сохранить форму?

- Это миф - что балерины ничего не едят. Когда мой муж оказался за столом в компании артистов балета, он был шокирован: "Это кто говорит, что артисты балета ничего не едят!" На самом деле мы, как нормальные люди. Кто-то ест много и не толстеет. А кто-то ест мало и полнеет. Чтобы танцевать, не обязательно быть худой, главное быть легкой. Это зависит и от техники, и от массивности кости.

- И сейчас изнурительно тренируетесь?

- Да, минимум три часа в день. Мы как шахтеры. Не видно сложностей нашей профессии, и в этом ее гениальность. В балете в нас укладывают с детства чип: надо делать все так, чтобы зритель не увидел, как это трудно. Умираешь за кулисами - выходишь на сцену, улыбаешься. Зритель увидит только положительные эмоции. Когда в Японии были мои гастроли, много спектаклей подряд, я каждое утро едва вставала. Пока встану, пока розогнусь, это видел только муж. Мы утром, как зомби встаем, тело не гнется. Но потом так танцуем, что никто не поверит, что мышцы болят. Писателя можно оценить через сто лет. Композитора тоже. А наше искусство сегодняшнее, сиюминутное и вместе с вами. Завтра этого уже не будет.

- Как настраиваетесь перед выступлением?

- У меня все очень изменилось, когда родилась дочь. Она может не давать мне спать. Поняла, что все зависит от настроения человека. Я настолько себя перестроила, что это мне не мешает. Минимум 2 часа до спектакля у меня для себя. Нанесение грима, одевание - это ритуал. И мне достаточно этого времени, чтобы правильно настроиться.

Сейчас вы читаете новость «"Балерина должна быть легкой, а не худой" - Нина Ананиашвили». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі