![](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/367/367106_1_w_300.jpg?v=0)
"Я — самый богатый и самый бедный художник одновременно. У меня есть огромная мастерская, есть бронза, скульптура. Как какую-то работу продам, то и деньги появятся", — смеется столичный скульптор 50-летний Александр Сухолит.
Работает в частном секторе возле метро Житомирская. За воротами стоит большой дом. В нем живет первая жена Наталия с сыновьями. Мастерская дальше во дворе.
— Этот дом купил мой отец в 1986-м. Тогда как раз Чернобыль взорвался, все старались куда-то выехать. За этот дом немного просили — 29 тысяч рублей. Я живу на Подоле, со второй женой и двумя детьми.
Перед мастерской разбросаны глыбы камней. Глиняные скульптуры прикрыты целлофаном.
— Несколько лет назад изготовил много работ, а денег для отливки не было. Пришлось повыносить на улицу, чтобы не мешали. Как-то наведался галерист Паша Гудимов. Все поснимал на фотоаппарат и предложил сделать выставку. Назвали ее "Глина". Многие скульптуры разрушились, одна распалась из-за сильного мороза. Все думали, что я специально их разрушал, чтобы у них был более загадочный вид.
В мастерской за столом сидят двое друзей скульптора. Молча пьют кофе. Стараются бесшумно есть сухари и вафли.
— В действительности работы разрушаются и в помещении, — показывает Александр женскую глиняную фигурку. Возле нее на подставке лежит с десяток отколотых кусков. — Скульптура становится хорошей после того, как скатится с горы, и от нее отпадет все лишнее.
Рассказывает, что 10 лет назад отказался от услуг моделей.
— С натурщицами трудно работать, большинство устают через полчаса. Начинают мучаться, а художник это чувствует. Есть один выход — положить их спать, но тогда все время придется сонных рисовать. Мой учитель говорил: "Посмотрел на натурщика, развернулся к нему спиной и начал рисовать". У человека есть невидимая теплота, биополе, которое делает его больше. Эта невидимая теплота присутствует и в хорошей скульптуре.
Говорит, что сейчас коллекционеры редко покупают работы:
— Продаю одну-две на год. Но мне хватает. Первым мое произведение купил коллекционер Игорь Диченко. Он насобирал много картин, которые не ценили в советское время. На мусорниках находил полотна Малевича и Богомазова. Приобрел у меня рельефную работу недорого, за 25 рублей. Я тогда скульптуру Ленина продал за 1800 рублей.
Бюсты Ленина скульптор изготовлял не по канонам:
— Как-то пришел ко мне художник Ларго Бальзак заказывать скульптурку Кутузова. Я показал ему своих лениных. Он был в восторге, говорит: "Ни фига себе, какие ленины. Если человек ночью проснется и увидит эту фигуру, сразу поймет, что это именно Ленин". Я изобразил его с мешками под глазами, сонным. Представил, что Ленин пил пиво, была у него Крупская, иногда на него нападала волна психоза. Вождь у меня вышел заводной, заносчивий и гордый пацан. В 1993-м я все повыбрасывал.
Александр Сухолит несколько лет не занимался скульптурой. Впоследствии рисовал пейзажи. Потом обнаженных женщин. Шесть лет писал иконы.
— Вернулся к скульптуре в 2001-м, после приезда Папы Римского. Перед тем мне позвонил художник Ежи Онух. Просил, чтобы продал икону на подарок Папе. Я удивился, говорю: "Как же ее подарю ему, когда он — католик, а я православный". Оказалось, они хотели ему вручить именно православную икону. Я испугался, поехал в Киево-Печерскую лавру помолиться. Бог помог — Ежи Онух больше мне не звонил.
"Художник не переносит гламура"
— Александр Сухолит — культурный феномен Украины, — говорит директор столичной галереи "Триптих" Татьяна Савченко. — Настоящий художник интересен тем, что внутри перерабатывает всю историю искусства и выдает собственные результаты. Сухолит умеет это делать. Его наибольшее достоинство — полный антипод гламура. Он этого не переносит. Не полирует бронзу, может выставить работу с окалиной. Живет внутри природы, любит материал и не портит его.
А еще любит рисовать обнаженное женское тело. Оно у него выходит очень целомудренным. 3 февраля в нашей галерее откроется его выставка "Моря Сухолита".
Комментарии