— Мастерство художников высокое, но позитива в их работах очень мало. Это печально. После просмотра не могу избавиться от ощущения, что побывала на войне, — говорит 54-летняя Татьяна Смиленко. На прошлой неделе пришла в столичный Мыстецкий арсенал. С 2 сентября по 10 октября там проходит выставка "Арт-Киев Контемпорари". В спецпроекте "Музейное собрание" 40 украинских коллекционеров представили работы 70 художников за 1985–2015 годы.
Татьяна Смиленко останавливается возле картины Александра Гнилицкого "Фонтан". На ней девочка поднимает платье и справляет в реку нужду, как мальчик.
— Художник говорит здесь о феминизме, — говорит посетительница. — В советские времена женщина на руководящей должности или за рулем автомобиля вызывала шок. Сейчас этим уже никого не удивишь. Для полной эмансипации им еще не хватает научиться ходить в туалет, как мужчины.
К картине подходит атомный энергетик 52-летний Игорь Оленич. Раньше работал на Чернобыльской АЭС. Правой рукой берется за подбородок. Несколько минут молча разглядывает картину.
— За последние годы искусство сильно изменилось, — говорит. — Раньше художники рисовали только то, что было разрешено. Они боялись экспериментировать, изображать на полотне несочетаемые вещи. За последний период смогли выйти за рамки. Вот кто бы мог додуматься в советские времена нарисовать девочку за таким занятием? Тогда бы за это в Сибирь отправили. А теперь воображение художника способно не только на такое.
— А это камасутра, — выкрикивает возле картины Лины Кондес группа молодежи. На полотне в три ряда нарисованы примитивные человечки из палочек, квадратов и кругов. Ребята и девушки долго вблизи рассматривают полотно.
— Молодежь ничего не понимает в искусстве, — предполагает Игорь Оленич. — Художница нарисовала здесь жизнь холостяка. До брака он перепробовал многих женщин. Некоторое время после свадьбы спит с одной, а затем опять возвращается к предыдущему образу жизни. Отличие одно: теперь должен скрывать это от жены.
В зале на втором этаже показывают работу 55-летнего Олега Тистола "Роксолана" из серии "Украинские деньги". Ее фон — белые и зеленые плитки. Роксолану художник нарисовал обнаженной.
— Над проектом украинских денег начал работу в 1984 году, — рассказывает Тистол. — Тогда учился во Львове. В каком-то из журналов увидел изображение итальянских и польских денег. Понял, что советские — это халтура. Взялся разрабатывать собственный дизайн. Проект растянулся. Из рисунков и офортов он превратился в монументальные панно. Роксолана достойна украшать денежную единицу. Но не следует забывать, что она всего достигла благодаря своей красоте. Именно поэтому решил показать ее обнаженной.
Из-за войны украинское искусство претерпело изменения, как и наша армия, — продолжает Тистол. — Все думали, что армия у нас плохая. Когда началась война, она оказалась одной из лучших. Так и с художниками. Многие украинские художники давно понимают мировой контекст. Но их не понимали, потому что жили сами по себе. Только недавно они увидели смысл работать на общественность.
Художник 52-летний Юрий Соломко создает работы на картах. На карте мира изобразил целующихся мужчину и женщину. Назвал полотно "Поцелуй украдкой".
— Картины на полотнах рисуют все, а на картах — только Соломко, — рассказывает Игорь Оленич. — Издалека кажется, это лишь карта. Стоит подойти ближе — и начинаешь видеть обнаженные тела, красивых женщин и музыкантов. Такое искусство хорошо идет под бокал хорошего вина. А картину можно разглядывать часами.
— На карте есть все, кроме эмоций и переживаний, — говорит Юрий Соломко. — На ней отсутствуют эмоции и переживания. Для передачи этого есть картины. Каждая из них — карта чувств. Для меня нет значения, по каким странам рисовать. На первом месте — эстетическая сторона.
Комментарии