— Больше было женщин. Некоторые рисовали на столах и полу в зале музея, некоторые - на поляне перед ним. Маркерами, кистями, спрей-балонами, - рассказывает художник 38-летний Александр Комяхов, основатель художественного марафона "Овцы. Свобода!"
5 июля украинские художники устроили эту акцию в поддержку выставки американского графика украинского происхождения Якова Гниздовского, которая с 29 мая по 30 августа продолжается в Национальном художественном музее Украины. 15 января исполнилось 100 лет со дня рождения художника - он родился в селе Пилипче, в настоящее время Борщевского района Тернопольской области. 8 ноября исполнится 30 лет, как художник умер в Нью-Йорке. Вскоре после открытия выставки Гниздовского рабочие коммунального предприятия "Киевреклама" демонтировали с ограждения музея афишу о ней.
— В музей пришло письмо из департамента градостроения и архитектуры Киевской горгосадминистрации с требованием демонтировать вывески на нашем заборе, потому что это - внешняя реклама, - рассказывает 38-летняя Елена Гончарук из отдела связей с общественностью НХМУ. - Мы ответили, что это - не реклама, а афиша, которая информирует о деятельности музея. И если она не соответствует определенным требованиям, мы готовы рассмотреть предложения департамента. Ответа не получили. А утром 3 июня вывеску демонтировали. Теперь мы лишены важной для нас возможности информировать о событиях в музее.
Работники музея на демонтаж ответили акцией "Я - вывеска". Надели на себя буквы и составили из них "Яков Гниздовский". И несколько часов стояли так у ограды. К акции присоединились также посетители НХМУ. Теперь в деле возвращения афиши музейных работников поддерживают художники.
Большинство графических работ Гниздовского - изображение растений и животных. Самые любимые - овцы. Закрученная структура шерсти давала возможность максимально детально изобразить орнамент. Одна из самых известных работ художника - "Овцы отдыхают". Яков Гниздовский считал овец свободными существами. Именно поэтому их избрали символом акции протеста. "Отпуская овец на свободу, мы сами становимся свободными!" - написано на странице художественного марафона "Овцы. Свобода!" в "Фейсбук". Художники 4 часа подряд рисовали овец и баранов, каждый в свойственной ему манере.
— Несмотря на жару, все прошло с энтузиазмом и достаточно непринужденно, - рассказывает Комяхов. - На странице акции в "Фейсбук" зарегистрировалось около 500 человек. Посетили же ее и выставку, наверное, половина из них. Создавали инсталляцию около 30 художников, а также десяток детей и просто заинтересованных непрофессионалов. Обратил внимание, как люди по-разному реагируют на шаблон. Ведь мы предлагали рисовать определенную форму - с силуэтом головы овцы с гравюры Гниздовского. Чтобы потом создать визуальную цельность стада с работ, повесив их на ограждение музея вместо демонтированной вывески. Но не все соглашались. Сказали: "Я хочу по-своему" и предлагали собственные визуальные решения. Мы не возражали, учитывая лозунг акции. Рисовать же "как Гниздовский" в действительности трудно, хотя бы учитывая сложную технику гравюры: рисунок еще надо вырезать на древесине, напечатать вручную. Но в первую очередь - надо иметь уникальное виденье, чтобы обычные предметы или существа превращались в философские объекты.
На ограждении музея, однако, вывесят лишь работы художников - участников художественного марафона "Овцы. Свобода!" - всего 38 овец.
377 гравюр создал художник Яков Гниздовский. Около 80% из них выполнены в редкой технике "древорита" - резьба на продольном срезе дерева. Большинство работ - в Национальном музее американского искусства в Вашингтоне, остальные в ведущих музеях мира и частных коллекциях.
Древорит "Куст" купила библиотека Конгресса США в Вашингтоне. В ноябре 1975-го персональную выставку Гниздовского в Токио посетил сын японского императора Хирохито. Все работы выкупила наибольшая тамошняя галерея "Йосейдо". Вместе с выставкой современной американской графики произведения украинца побывали в странах Латинской Америки, Японии и Индии. Президент США Джон Кеннеди украсил свой рабочий кабинет гравюрами художника "Зимний пейзаж" и "Подсолнух".
"Древориты Якова Гниздовского - одни из самых богатых и самых оригинальных произведений в американском графическом искусстве за последние 30 лет", - пишет в предисловии к изданию произведений художника 1976 года Питер Вик, куратор отдела графики библиотеки Гарвардского университета.
Комментарии