![](https://static.gazeta.ua/img/cache/gallery/506/506479_1_w_300.jpg?v=0)
8 июля в Черкассах прошли общественные слушания на тему медицинского реформирования области. Обсуждали реорганизации больниц города Черкассы, Золотоношского, Шполянского, Лисянского, Смелянского и Каменского районов. По итогам дискуссии приняли резолюцию: требовать наложить мораторий на закрытие медучреждений и сокращения в них.
— На последней сессии районного совета стоял вопрос о выделении 100 тысяч гривен на ремонт крыши райсовета. Когда не закрывают защищенные статьи — медицина, школы, это нарушение бюджетного кодекса. Говорю: давайте отдадим эти деньги на лечение онкобольных. Никто не проголосовал, ни один оппозиционер. О каких реформах можем говорить? — рассказывает 70-летний Юрий Пономаренко, врач-стоматолог Пещанской амбулатории Золотоношского района. Выступал на слушаниях против закрытия участковых больниц в поселке Пальмира и селе Домантово Золотоношского района.
Большинство медиков не говорили откровенно о проблемах. Почему?
— Откровенными были те, кто административно не связан с медициной. Главные врачи, заместители — это зависимые люди. Хотя согласен, что в условиях безденежья найти внутренние резервы для реформы невозможно. Идеологи этого реформирования — не медики, они не понимают, что внутренние резервы давно исчерпаны. Владимир Брожик (начальник Главного управления здравоохранения и медицины катастроф Черкасской облгосадминистрации. — "ГПУ") отчитывался, какие хорошие показатели у нашей области. Но это количественные данные. Объективно состояние здравоохранения можно увидеть по уровню смертности в работоспособном возрасте, детской смертности, заболеваемости туберкулезом, онкоболезнями.
Что дали слушания?
— Затронули вопрос, что не все хорошо в реформах. Мне хотелось бы, чтобы мы не спешили. Сначала посмотрите, что творится в Винницкой, Донецкой, Днепропетровской областях — где изменения в медицинской отрасли продолжаются. А потом внедряйте в Черкасской. Будут же ошибки — их нужно обсудить, сделать выводы.
Это так, как по Чехову: определяли сахар в крови по вкусу мочи
Чиновники утверждают, что медицинская реформа — это тотальное улучшение. Что же имеем на самом деле?
— Для врачей — это лишь изменение вывески. Теперь будут центры первичной медицинской помощи, а в том центре ничего нет. Идеологи же решили, что там будет стоять диагностическая аппаратура по 80-90 тысяч гривен. А её же нет. Это так, как по Чехову: определяли сахар в крови по вкусу мочи. Поэтому сначала нужно финансирование. Для пациентов реформа — лишняя морока. Количество узких специалистов сократится.
В каких изменениях нуждается медицинская отрасль?
— Сельские учреждения здравоохранения нужно вернуть на баланс сельских советов. Все деньги концентрируются там, а не в районе. Зарплату врач должен получать в зависимости от интенсивности и показателей. Сегодня дай врачу 10 тысяч зарплаты — он лучше работать не будет. На лечение одного человека выделяют 610 гривен. Нужно, чтобы половина шла на первичную медицинскую помощь. Тогда врачи, работающие в этом звене, будут заинтересованы в профилактике. Будут стараться делать так, чтобы до стационара дело не доходило.
С чего начинать?
— С финансирования, удовлетворяющего минимальные нормы. ВООЗ постановила, что 5-7 процентов ВВП должны выделять на медицину. Сейчас у нас это 3 процента. Если менее 5 — следовательно, медицины не существует. Чтобы начать реформы, бюджет района нужно как минимум удвоить.
Какая ситуация с сельскими амбулаториями?
— Качественное обслуживание держится на старых кадрах. В Золотоноше лечат не хуже, чем в области. Ставят искусственные суставы свыше 10 лет, едут спортсмены изо всей Украины. Сделано более трех тысяч пластических операций и по удалению менисков. Используют передовые технологии. И вместо того, чтобы это развивать, область перетягивает все на себя: возводят монстров. Диагностические центры нужно построить на Левобережье, в Уманской области, потом в Черкассах. Человек из Жашкова не приедет туда на обследование.
Семейные врачи улучшат положение?
— Семейные врачи — это те, которые были ранее. А теперь таких не готовят. За семейным врачом закрепляют определенную территорию, с семьей заключают договор. Должен быть полный контроль семьи, независимо от количества членов и возраста. В селе должны знать семейного врача. А у нас работают 13-14 человек, люди их не знают. После таких изменений будут меньше обращаться. А это приведет к ранней смертности.
Недавно реформировали скорую медицинскую помощь. Какие результаты?
— Я зашел на "скорую" в Песчаной. Ранее там был подпункт, работающий с шести вечера и до утра. Была машина. После реформы авто неотложной помощи отдали в Черкассы. Амбулатория осталась без машины, домашние стационары отпали. А село большое — медсестра и врач не доберутся. Сидит диспетчер и говорит: "К вам не приедет скорая помощь, потому что вы онкобольной. Завтра вызывайте врача". Или: "У меня болит сердце", а она говорит: "Примите корвалол ". Ну, как можно определить за 20 километров, нужен врач или нет? Люди начнут умирать от инфарктов.
Комментарии
7