Давайте отделим церковь от государства?

Соседняя страна злоупотебила православием и "духовностью". Вот уже 25 лет Россия строит храмы и монастыри, а представители религиозных организаций врывются в культурное пространство, сокращая светское территорию. Церковь стала влиятельной силой в российском обществе, крепко держащей руку на пульсе внутренней и внешней политики. Более того, Церковь благословляет войны, да что там - сама воюет с Украиной на Донбассе.

Патриарх Кирилл занимает пятое место в неофициальной "табели о рангах" властной верхушки российского общества между Жириновским и Кадыровым. Неофициально же Кириллу симпатизируют широкие маргинальные шовинистические слои россиян, православные мракобесы и "советская" интеллигенция. Церковь имеет необлагаемые налогом доходы, с размахом ведет экономическую деятельность - торговлю золотом, предметами культа, свечьми. Церковь получает землю под строительство все новых храмовых сооружений, лакомые кусочки муниципальных территорий отходят в долгосрочную аренду (навсегда) организации, бизнес которой никогда не будет наполнять бюджет, более того - из бюджета же будет получать все новые и новые суммы.

Но это у них, у русских, а как у нас? Да почти так же!

Церкви (УПЦ МП, УПЦ КП, УГКЦ, УАПЦ) - крупные арендаторы, а на деле - собственники земель в украинских селах и городах. Лакомые кусочки выделяются не только в депрессивных населенных пунктах, но и в городах-миллионниках. И, как ни удивительно, громады не возмущаются подобными решениями местных советов, ведь церковное лобби настолько сильно, что мало кто решается ему противостоять. Известны многочисленные случаи нецелевого использования земельных участков, переоформления их для других, часто коммерческих нужд. На территории исторических памятников, составляющих не только украинское, но и мировое культурное наследие, параллельно с отправлением культа развернута бойкая торговля драгоценностями, книгами, организованы отели и другие предприятия сферы услуг. Неосмотрительность власти при передачи храмов церквям поражает - в центре старинных городов удивительной красоты сооружения находятся в собственности людей случайных, далеких от культурных ценностей современного мира.

Почему так? Почему светское государство трансформируется на наших глазах в средневековое княжество, где духовенство являлось одной из веток власти, а правитель контролировался Ватиканом или Константинополем? Ответ на поверхности - власть отдала монополию на мораль и духовность церковникам. Впрочем, не бескорыстно - церковные иерархи в регионах и столице зачастую очень близки с властью, в том числе и выборной - депутатами и мэрами. Дружба такая выгодна обеим сторонам - церковь обеспечет за счет верующего электората поддержку тому или иному кандидату, взамен же власть организует передачу коммунального имущества якобы общине верующих, а по правде - епископу.

Близость государства и церкви видна невооруженным взглядом - посмотрите на публичные мероприятия с участием "губернаторов", мэров, да что там - премьера и президента! Допустим, что этих людей, а президент тоже человек, связывает простая дружба. Но мы, налогоплательщики, не должны оплачивать дружбу президента с главами религиозных организаций, ведь правда?

Беспокоит не столько присутствие на светских мероприятиях церковников, а то несомненное влияние, которое могут оказать и, видимо, оказывают на власть церковные иерархи. Недавними примерами такого давления могжет быть и пророссийская риторика митрополита Онуфрия, представляющего антиукраинскую УПЦ МП, относительно военных действий на Донбассе, и игнорирование интересов львовян в вопросе установки памятника Андрею Шептицкому во Львове, и турне президента по церквям всех конфессий в пасхальную ночь.

Украинские церкви сосредотачивают ресурсы, в том числе и медийные, для наступления на свободное общество. Неудивительно, если власть с помощью силовых структур или разрешительно-запретительной системы станет союзником религиозных организаций, как это произошло в России. В то же время в цивилизованном мире, куда мы так стремимся, религиозность переживает окончательный упадок, а христианские догмы давно перестали быть созвучны гуманистическим принципам.

Все больше европейцев отказываются от тоталитарного религиозного мышления в пользу рационального бытия, идеологии прав человека и бесконечной ценности человеческой жизни. Современное искусство расширяет зону моральных возможностей человека, ограниченного христианской псевдонравственностью, и делает его счастливым здесь и сейчас. Стоит ли власти стоять на пути свободы и выращивать влиятельного цензора?

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі