Сергій Пєтков
історик, правознавець, експерт науково-дослідного центру "Політика і освіта", автор і ведучий науково-популярних програм
01.02.2015
1

Имена и прозвища первых князей...

Имена и прозвища первых князей в фантосмогорическом преломлении лингвистических изысков летописных данных и археологических находок

О первых князьях Руси исследовательница Наталья Яковенко в "Очерке истории средневековой и раннемодерновой Украины" пишет: "Завершает строй князей легендарной эпохи фигура "последнего викинга" - Игоревого сына Святослава (962-972), одного из самых романтичных героев летописной традиции". В свою очередь, как известно, первым правителем Руси, был Рюрик, отец Игоря. Его приемниками были Олег (регент и родственник Игоря), Игорь и Ольга (супруга Игоря). Таким образом князь Игорь является чуть ли не ключевой фигурой Руси самого раннего периода. Имена всех князей, как однозначно считают все историки, которые изучали данный период развития государственности в Восточной Европе: Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Татищев, В. Ключевский, Б. Рыбаков, П. Толочко, Д. Лихачев, М. Грушевский, А. Шахматов и многие другие имеют скандинавские корни. И все исследователи с неким удивлением, а порой и с восхищением, констатируют, что в Х веке в плеяде правителей со "скандинавскими" именами появляется князь, чье имя носит яркие славянские черты – Святослав.

Вопрос о скандинавских корнях династии Рюриковичей продолжает будоражить умы не только ученых, но и всех, кто интересуется историей Средневековой Европы. Итак, своего сына варяжский конунг, правитель Руси – Игорь (Ингвар) Рюрикович и его супруга, знатного варяжского рода, а возможно и не совсем знатного, – Ольга (Хельга) нарекли в соответствии с традицией покоренного народа – Святослав. Не совсем понятное решение.

Неужели, в протяжении менее чем 50 лет, варяги, покорившие славянские племена: полян, древлян, дреговичей и прочих, приняв их традиции и культуру полностью ассимилировались?

И это в то время, когда династические связи между правящими родами Европы и Азии имели наднациональное и надгосударственное значение.

Поэтому ли, имена детям в семьях правителей Руси, давались в соответствии, как с варяжской, так и со славянской и греческой традициями?

Итак, у нас как возникли некоторые вопросы, даже неожиданные:

Как на самом деле звали великого киевского князя?
Какое прозвище было у Святослава?

Обратимся к источникам. В договоре между Святославом I и Иоанном сказано:

"Месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Азъ Ст҃ославъ кн҃зь Рус̑кыи ӕкож̑ клѧхсѧ и оутвѣржаю на свѣщании сємъ роту свою и хочю имѣти миръ и свѣршєну любовь съ всѧкымъ и великымъ цс̑рмь Грѣцьким и съ Васильєм и съ Костѧнтином и съ бг҃одх҃новенными цс̑ри и съ всими людми вашими ижє суть подо мною Русь боӕрє и прочии до конца вѣка." (Я Святослав князь Руский как клялся и утверждаю на совещщании своем договор и хочу иметь мир и совершенную любовь и с великим цесарем Греческим и с Василием и с Константином и с боговдохновенными цесарями и с всеми людьми вашими и подо мною Русь бояре и прочие до конца века) [Нестор. Повесть временных лет].

Не случайно в приведенной летописной цитате не ставим знаков препинания. Именно так писали летописцы. Переписчики и переводчики более поздних времен вносили свои коррективы в текст – меняли окончания, расставляли знаки препинания, уточняли датировку… Но везде, всюду, когда речь идет о деяниях третьего великого князя на Киевском престоле, сыне Игоря, внуке Рюрика, его имя звучит как Святослав. С этим никто никогда не спорил и не пытался даже сомневаться с очевидным, на первый взгляд, фактом.

В соответствии с отечественной историографической традиций, имя великого князя, однозначно, – Святослав.

А как же дело обстоит с прозвищем великого киевского князя?
Было ли у него прозвище при жизни или ярлыки и эпитеты были придуманы в более позднее время?

Традиционно, прозвищем князей становилось имя отца: Игорь Рюрикович, Владимир Святославович, и в нашем случае – Святослав Игоревич. Но, большинство из правителей получали от своего окружения, и в особенности от народа более емкие прозвища. Правители не только Европы, но и всего мира, имели кроме своего имени прозвище. Очень часто не одно. Так Карла именовали "Лысый", Игоря – "Старый", Ольгу – "Великой", Олега – "Вещий". И так далее. Конечно же многие прозвища появились в более поздние времена. А некоторые были вписаны в хроники придворными блюдолизами.

"Храбрый", "Смелый", "Великий", "Завоеватель" – как только не называли историки и писатели великого князя Святослава. В исследованиях, посвященных великому князю, его полное имя пишут по разному. Последнее время в статьях и публикациях наиболее часто указывается Святослав Храбрый. На памятниках, установленных в честь разных подвигов Святослава, так же указывают прозвище "Храбрый". Казалось бы, что таких памятников огромное количество во всех городах и весях. Увы, не тут-то было. Такие памятники модно пересчитать, что говориться, по пальцам. Но византийские и руские летописи умалчивают было ли у князя прозвище.

Какое же прозвище было на самом деле у Святослава?
Святослав "Храбрый", "Славный" или "Великий"?

Кажется, что именно прозвище "храбрый" наиболее правильно отождествлять с великим воином. Несомненно, храбрость – одно из достоинств, которым обладал князь. Святослав всегда лично принимал участие в сражениях и своим примером вдохновлял воинов на подвиги.

Возможно, современники и называли его: "Храбрый", "Смелый", "Великий", "Завоеватель"… А народ прозвал его "Славный". Это имя и осталось на скрижалях истории.

"Восхвалим же и мы, – по немощи нашей хотя бы и малыми похвалами, – свершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого кагана земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святослава…" [Митрополит Илларион Киевский. Слово о законе и благодати] .

Итак, Святослав Славный. Именно "Славный" называл его киевский митрополит Илларион в своем произведении "Слово о законе и благодати". Значит, наиболее вероятным является прозвище Славный. Славный Святослав, Святослав Славный. И словно чего-то не хватает.

Имена королей и императоров Западной Европы для удобства пишут с порядковыми номерами в виде латинских цифр, а затем – с прозвищами. Смею заметить, что это придает им значимость и величие. Например, Карл І Великий или Константин VII Багрянородный. В то же время в именах князей Киевской Руси зачастую латинские цифры отсутствуют.

Почему у правителей Киевской Руси после имен не ставятся порядковые номера в виде римских цифр?

Святослав. Святой и славный. Итак, имя Святослава, "святого и славного", или "славящего святость" – имя великого киевского князя, который фактически создал первую славянскую империю, охватившую Центральную и Восточную Европу, достойно писать Святослав I.

Казалось бы, а какие еще загадки может таить в себе имя Святослава?
Имели ли правители Руси иные, тайные имена?
Может ли быть так, что Святослав, Олег, Ольга – прозвища правителей Руси?
Возможно ли что Святослав – прозвище великого князя?
Или имя великого князя русов звучало иначе?

Святослав – первый достоверно известный князь со славянским именем, хотя его родители носили имена с предположительно скандинавской этимологией. Святослав – исконно славянское имя. Исконно славянское на первый взгляд. Традиционно у славян колонизировавших Восточную Европу, уважительно к имени прибавляется отчество и наш герой не исключение. По праву рождения его именуют Святослав Игоревич.

Мы уже установили, что по славянской традиции имя могло состоять из двух частей: "святой" и "cлавный" – Святослав, "ярый" и "славный" – Ярослав, "владеющий миром" – Владимир. Святослав имя тайное же, как и прочие исконно славянские имена. Но сохранились и иные толкования имени Святослав.

И здесь вновь нам придется вспомнить о варягах. Да, именно о варягах, которых ныне уже многие современные ученые пытаются причислить к племенам западных славян-ободритов. Дискуссии идут вокруг византийских хроник. Лев Диакон (Диакон Л. История / Лев Диакон. / Пер. М. М. Кононенко. – М. : Наука, 1988. – 239 с.) и Иоанн Скилица, лидера тавро-скифов и руссов именуют Свендославом или Сфендославом.

В византийских источниках X века имя правителя Руси пишется, как Σφενδοσθλάβος (Сфевдославос), основываясь на чем историки, начиная с В. Татищева (Татищев В. История Российская / В. Татищев. – М. : "Аст", 2005. – Т.1.), делают предположение о соединении скандинавского имени Свен (дат. Svend, др.-сканд. Sveinn, совр. швед. Sven) со славянским княжеским окончанием - слав.

То есть Свендослав – славный Свен, или же славный шведом, ведь, как известно, "свенами" в древности именовали шведов. Да, именно тех шведов, которые неоднократно заявляли свои претензии на земли Восточной Европы. Очень уж тесными были родственные связи руских князей и скандинавских конунгов. И даже шведский король Карл XII, имевший в своим родовом древе представителей династии Рюриковичей, уже в XVIII столетии пытался вырвать "шапку Мономаха" из рук потомка боярского рода Романовых – Петра I Алексеевича. Эти монархи воевали в Северной войне (1700-1721 гг.) за земли Восточной Европы. А умер король-рыцарь Карл в Норвегии. И ныне ряд династий Западной Европы с уверенностью может доказать свои связи с Рюриковичами.

Говоря об варяжской версии трактовки имени Святослава, уместно вспомнить и перевод имен братьев Рюрика. Фразу "Рюрик пришел с Трувором и Синеусом", ряд исследователей переводят как "Рюрик пришел со своим домом и всею дружиной". Таким образом стремясь увязать первого правителя Руси со Скандинавской традицией.

Однако со "Свент"- начинаются в иноязычной передаче и другие славянские имена на "Свят"-, например, имя Святополка (в источниках Zwentibald или Свентиплук), князя Великой Моравии в 870—894 годах, или киевского князя 1015—1019 годов Святополка Владимировича (Suentepulcus у Титмара Мерзебургского). Согласно этимологическому словарю Фасмера (Фасмер М. Этимологический словарь / М. Фасмер. – М. : "Аст", 2009. – 504 с.), начальная часть этих имён восходит к праславянскому корню svent-, который после утраты носовых гласных даёт современное восточнославянское свят – "святой". Носовые гласные сохранились до настоящего времени в польском языке. Среднепольский Święty (Сьвенты) переводиться как святой.

Таким образом, Святослав – "святой святой". Как здесь не вспомнить термин "каган каганов" или "владыка над владыками" и прочее. Даже в таком толковании, имя Святослава более похоже на титул, причем титул уже и не предводителя рати, а религиозного лидера, возможно жреца. И вновь интересная параллель. Причем не с отвлеченными и далекими культурами существовавшими в иные эпохи и на других континентах. А с несравненно более близким Святославу персонажем древней истории – матерью князя княгиней Ольгой. "Ольга Великая" – так величают великую княгиню, правительницу Древней Руси. В переводе с проболгарского "Олгу" означает "великая, великий". Волга – великая река. То есть княгиня, также именовалась, как Великая Великая или "великая над великими". Такой титул по отношению к мудрой княгине был вполне приемлем.

Но в отношении к Святославу, титул "святой святой", исходя из официальной версии продолжительности его жизни и прочих аспектов биографии, выглядит надуманным. Такое прозвище-титул более уместно для волхва или патриарха. Волхв, патриарх... - это несколько не увязывается с возрастом князя. Ведь по официальной версии он прожил около тридцати лет. Духовное первенство среди представителей большого количества народностей и религиозных групп в таком раннем возрасте вряд ли можно достичь.

Когда родился Святослав Игоревич?
Как выглядел катархонт тавроскифов Свендослав?

Но новые вопросы только распаляют в сердцах настоящих исследователей жажду поиска. Вопрос о возрасте Святослава выходит за границы предмета исследования требует дополнительных изысканий. Исходя из вышесказанного, мы не можем исключить вероятность того, что, как и прочие имена киевских князей, имя князя Святослава – это прозвище. У многих правителей Европы и Азии в древности были тайные имена, известные узкому кругу лиц.

Из какого рода происходил великий киевский князь Святослав?
Каким образом в Восточной Европе появился его род?
Может ли имя Святослава подсказать его происхождение?

Вернемся еще раз к летописному тексту. В древнерусском языке знаки препинания и заглавные буквы использовались иным образом. И начало мирного договора 971 г. между императорами звучало в таком случае:

"Месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я Святослав великий князь руский ..." [Нестор. Повесть временных лет] .

Может все-таки имя Святослава Игоревича звучало так: Святослав Великий?
Возможно ли, что полное имя Святослава – Святослав І Великий – князь руский?

И снова параллели с предшественниками Святослава І Великого – Кубратом І Великим и Симеоном І Великим. Летописец снова и снова дает нам незначительные, но столь важные подсказки. И, наверное, стоит исследователям вновь и вновь возвращаться к первоисточникам и скрупулезно вчитываться в строки древних текстов.

По летописным данным отец Святослава – Игорь был язычником, который, возможно принял православие во время походов на Константинополь, что в целом, сомнительно. Матерью Святослава была княгиня Ольга, которая была крещена в Константинополе, по летописной традиции, самим императором Константином Багрянородным. Православное имя Ольги, сохранившееся в целой плеяде народных сказаний и церковных преданий, – Елена. Елена (Ольга) Великая.

Итак, даже имя великого киевского князя Святослава І Славного или же Свена Славного, или Святослава Великого – загадка. Загадка, которую возможно никогда не удастся разгадать. Но жизнь постоянно подбрасывает нам все новые и новые сюрпризы. Продолжим разматывать клубок причинно-следственных связей. Поэтому, ответив на первый блок вопросов, сразу же открываем следующий:

Какие династические связи существовали между Рюриковичами и правящими династиями иных славянских государств?
Как звали князя руссов Святослава на самом деле?

Но для ответа на эти, казалось бы, не сложные вопросы, необходимо разобраться с иными, не менее проблемными, связанными с появлением и становлением варяжского государства на территории Прибалтики, причинами распада триумвирата, Рюрика и его братьев, административно-территориального деления Руси и роли князей Олега и Игоря в определении дальнейшего этно-государственного устройства Восточной Европы. Ведь по летописным данным, которым мы в значительной мере доверяем, хотя и постоянно проводим их экспертизу и проверку, Святослав происходил из варяжского рода.

Мы уже убедились, что даже настоящее имя великого князя является в большей мере загадкой. И здесь не идет речь о каком-то секретном имени. Кстати, таковые имелись не только у многих правителей, а и у их подданных. А с распространением христианства в Европе, практика наличия христианского и языческого имени стала повсеместной. До наших дней имя, которое дается церковью при крещении, зачастую не совпадает с именем человека, записанном в паспорте, а монахи при постриге принимают новые имена. Так же и рыцари, казаки, представители тайных организаций имели по нескольку имен, прозвищ и псевдонимов.

Интересным фактом является и то, что после появления княгини Ольги на киевских горах, в роду Рюриковичей появляются наследники престола с болгарскими именами. Так, внука княгини зовут Владимиром (Василием), так же как и брата Симеона І Великого. А внуки Святослава носят имена Борис и Глеб.

Князь Владимир имел второе имя – Василий, князь Ярослав – Георгий (Юрий). Юрий – Георгий в юности, также как и его отец – Владимир, а еще ранее дед – Святослав, были новгородскими князьями. И, перед внутренним взором, возникает образ Георгия Победоносца. Вспомним, место вероятной гибли Святослава – остров Хортица – остров Святого Георгия. Внука Святослава зовут Георгием…

Древняя традиция давать внуку имя такое же, как носил дед, может подсказать нам ответы на уже поставленные вопросы и те вопросы, которые возникают по ходу исследования.

Почему Святослав так стремился к порогам и на Хортицу?
Почему отказался следовать совету воеводы Свенельда и возвращаться в Киев на лошадях, минуя Хортицу?

Внука Святослава I – Ярослава I Мудрого звали Георгием. Святослав мистическим образом связан с островом Хортица, который в древности назывался островом Святого Георгия. По одной из версий, он погиб на скалах в северной части острова святого Георгия, соответственно, мы не можем исключать возможности, что одним из имен полководца было имя Георгий, или по-народному – Юрий. При этом следует отметить, что имеется целый ряд параллелей связывающих Святослава и Георгия Победоносца, а также былинного богатыря Святогора, в фольклоре различных народов Восточной Европы. И вновь мы видим интересные и неоднозначные нити, связывающие образы прошлого.

И еще одна интересная параллель – в устье Дуная, той самой великой реки пронзающей Европу с запада на восток, к которой так стремился полководец, расположен остров Святого Георгия. На карте Петра Висконте 1318 года для района Добруджи в качестве удобных для якорной стоянки указываются порты Святого Георгия и Сулина. Свидетельства о существовании этих портов в V-VI вв. приводятся в Каталонском атласе (1384 г.). Исторические сведения позволяют сделать вывод, что в первой половине нашей эры судоходными были два крупных рукава Дуная – Сулинский и Георгиевский. Именно через эти рукава и входил в Дунай флот князя Святослава, а позже императора Иоанна… Мимо острова св. Георгия двигались и ладьи русов во время возвращения на родину. Но мы вновь отступили от основной темы.

Могли ли мы в поиске ответа на вопрос об имени Святослава упустить какую-то важную деталь?
Возможно, мы вновь не увидели подсказок, которые нам оставили письменные и археологические источники?

Для того, что бы ответить на эти вопросы, следует обратиться к археологическим данным. В конце 1920-х годов в СССР было принято решение об электрификации страны. В рамках этой грандиозной программы началась подготовка к строительству гидроэлектростанции на Днепре. Строительство плотины должно было способствовать решению ряда задач, среди которых были две выработка электроэнергии, судоходство в районе днепровских порогов.

В 1930 г. Днепрогэсовская археологическая экспедиция Наркомпроса Украины 1927 – 32 гг., изучая район днепровских порогов, обнаружила здесь уникальный памятник. В 1932 году ее руководитель академик Д. И. Яворницкий написал в отчете:

"Уже сейчас можно сказать, что 40 тыс. найденных экспедицией экспонатов меняют первобытную историю человечества юго-восточной Европы и поэтому весь научный мир следит за работами экспедиции" (Дніпрогесівська археологічна експедиція 1927 – 1932 рр. (Звіти Д. І. Яворницького) / Упорядники Т. Коростильов, М. Єльніков/ Старожитності Південної України. Вип. 23. – Запоріжжя : ЗНТН, – 56 с.).

Одним из самых сенсационных и интересных открытий экспедиции стал объект, который получил в науке три названия: "Вознесенский", "Кичкасский" или "Нескребовский клад". Этот памятник был открыт и изучен археологом В.А. Гринченко на территории, планируемой под строительство заводов-гигантов Запорожского промышленного комплекса (Грінченко В. Пам'ятка VIII ст., коло с. Вознесенки на Запоріжжі / В. Грінченко // Археологія. – 1950. – Т. III. – С. 37-63.). При обследовании Вознесенской горы (район современного г. Запорожья), на так называемой "площадке А" был обнаружен могильник. В него входило от 50 до 80-ти курганов, имеющих разнообразные формы и размеры (Котов В., Шаповалов Г. Святослав Храбрый и Запорожье / Библиотека туриста. Вып. 1 / Владимир Котов, Георгій Шаповалов. – Запорожье : ПУВК, 2012. – 80 с.).

Среди многочисленных находок Вознесеновского клада находилось до 1500 золотых вещей, почти все исключительно в виде декоративных бляшек и комочков от расплавленного металла общим весом больше 1 кг 200 гр. Бляшки были украшены сложной ювелирной техникой – зерню и сканью, а некоторые изготовлены штампом. В основном они предназначались для отделки воинских поясов-портупей и конской ременной упряжи.
Среди находок были и золотые кольца, обоймы и другие детали от сабельных ножен, колчанов, луков, седел и другого военного снаряжения. Большинство вещей имели пледы пребывания в огне, а многие из них были и новее уничтожены огнем и представляли собой золотые и серебряные бесформенные кусочки металла. Археолог В. Гринченко сделал вывод о том, что:

"Состав предметов захоронения из Вознесенского памятника указывает на то, что они принадлежали не одному, а нескольким, а может и многим лицам. Эти лица, бесспорно, не могли умереть все вместе обычной смертью. Причиной такой преждевременной смерти мог быть неудачный бой, восстание в войске пли какая-то серьезная катастрофа, во время которой погибли полководцы и определенное количество воинов. Эта катастрофа, возможно, привела к безвыходному положению, и воинам, которые остались живы, пришлось сжечь вместе с погибшими своими полководцами и товарищами также военные регалии (орел и лев), чтобы они не достались врагу"( Грінченко В. Пам'ятка VIII ст., коло с. Вознесенки на Запоріжжі / В. Грінченко // Археологія. – 1950. – Т. III. – С. 37-63.).

Из серебряных вещей лучше всего сохранилась фигурка орла со змеей в лапах. На спине в два ряда размещены 12 шишковидных выступом, по шесть в ряд. Что они означают – неизвестно. В. Гринченко считал, что серебряная птица весом больше килограмма и высотой 21 см, скорее всего, была навершием штандарта византийского легиона (Котов В., Шаповалов Г. Святослав Храбрый и Запорожье / Библиотека туриста. Вып. 1 / Владимир Котов, Георгій Шаповалов. – Запорожье : ПУВК, 2012. – 80 с.).

Орёл и лев особо почитались многими народами Европы. Степные народы верили в царственное происхождение орла – царя над птицами и льва – царя над животными. Орёл и лев изваяния этих существ находились в Вознесеновском кладе. И если фигура орла сохранилась практически полностью. От второй подобной фигуры льва сохранилась только верхняя часть – голова. Среди находок из серебра часть вещей (кадило, дискосы) имела культовое назначение. Многие предметы из захоронения-сожжения не были определены из-за их плохой сохранности.

Следует подчеркнуть, что находка располагалась на территории древнего укрепления. Это было сооружение с валами, расположенное в наивысшей части Вознесенской горы. Крепость позволяла контролировать местность в радиусе 15 км, и, по мнению В. Гринченко, "возможно было укреплением центрального управления штаба военного отряда славян, или хазар" (Котов В., Шаповалов Г. Святослав Храбрый и Запорожье / Библиотека туриста. Вып. 1 / Владимир Котов, Георгій Шаповалов. – Запорожье : ПУВК, 2012. – 80 с.). Ученые ведут многолетний спор о том:

Кто был похоронен с такими огромными почестями на Вознесеновской горке?
Кому принадлежали сокровища, сожженные вместе с воинами?

Ряд исследователей сходится во мнении, что именно здесь почил великий князь руский Святослав Игоревич. Здесь, возле днепровских порогов произошла битва с печенегами, во время которой он сложил свою буйную голову.

И если захоронение является погребением великого князя необходимо рассмотреть вещи, которые найдены под иным углом. Железная сбруя, оружие и прекрасное серебряное навершие в виде орла – предметы, найденные на Вознесеновской горке. Эти предметы могли принадлежать как руссам, возвращающимся из похода, так и печенежским воинам, погибшим в схватке с ними.

Предметы могли быть захвачены воинами Святослава во время битв, так и оказаться в сокровищнице князя, как дань от византийцев (а здесь могли быть и византийские изделия, и драгоценные вещи из разграбленной византийцами сокровищницы болгарских царей) полученной после или во время заключения договоров, как свидетельствует Нестор Летописец.

"В год 6479 (971). Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам. И сказал ему воевода отца его Свенельд: "Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги". И не послушал его, и пошел в ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать: "Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа". Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав.
В год 6480 (972). Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку. А всех лет княжения Святослава было 28." [Нестор Повесть временных лет].

Наиболее интересным предметом для изучения является "серебряный орел". Степной орел, держащий в своих лапах змею. Держа в руках этот символ, ощущаешь дыхание тысячелетий. Орел, побеждающий зло… Георгий Победоносец, поражающий копьем змия… – Вновь образы, параллели, предположения, догадки.

Серебряный орел

Достоверно не известно, каким образом связан Вознесеновский клад с гибелью Святослава. Орел может рассматриваться как символ царствующей династии или же – как символ поверженной византийской армии, то есть победители захватили или получили армейский штандарт, исполненный виде орла.

По мнению исследователей, вначале орел использовался как штандарт римского или византийского легиона. И как знать с каких времен он оказался в руках правителей Великой Степи. Возможно, он был в сокровищницах каганов из рода Дуло: Кубрата, Омуртага и Аспаруха. И Святослав захватил его во время похода на Византию. Или не захватил, а получил как дань, как наследство… или, вероятно, даже в качестве приданного – мы не знаем достоверно о происхождении его супруги, или супруг. Но об этом позже. Некоторые версии мы будем еще анализировать. Сейчас же вернемся непосредственно к описанию самого артефакта.

Серебряный орел имеет ряд повреждений. Некоторые пальцы отбиты, крыло согнуто и треснуло, видны оплавленности, царапины и сколы. Изделие несколько раз подвергалось воздействию высоких температур, так голова змеи расплавилась... Первый раз огонь обжег символ, во время трупосожжения с последующем захоронением с иными вещами клада. А во второй раз во время бомбежки эшелона во время Великой отечественной войны. Оба раза серебряный орел чудом уцелел. Но было и третье, более раннее воздействие на уникальную находку. Внимание привлекает изображение на груди орла. На расплавленном поле в центре груди выцарапан знак.

Что обозначают иероглифы на груди серебряного орла?
Кому принадлежал древний артефакт?

Надпись сделана греческими буквами, выложенными в виде креста. Ученые расшифровали иероглифы, нанесенные на грудь серебряного орла. На груди орла вырезана монограмма в виде креста, на концах которого размещены буквы, составляющие имя "Петрос". На груди орла выцарапано имя "Петр"!

Что таит надпись "Петр" на груди серебряного орла найденного среди прочих вещей Вознесеновского клада?
Может ли данная надпись относиться к христианскому имени Аспаруха – Петр?
Или же это имя болгарского царя Петра – сына Симеона?
Или всё же христианское имя Петр – имя Святослава?
А полное имя князя Петр Святославный или Петр Святой и Славный?

Петр – имя болгарского царя, современника князя Святослава, сына Бориса, внука Симеона. Но Петр – христианское имя Аспаруха, так считают многие исследователи, ведь есть свидетельства, что отец Аспаруха – Кубрат был крещен. И, соответственно, имел еще и христианское имя. Но этот вопрос также выходит за рамки предмета нашего исследования. Хотя, он, как и иные, поставленные в ходе рассмотрения вопросы, могут существенно углубить наши знания о роли Руси в европейских геополитических событиях, и династических связях между европейскими правящими династиями.

Как и в других очерках, поставлено больше вопросов, нежели нашли ответов. Наверное, этого и следовало ожидать. Уж больно "гладкой" и "причесанной" выглядит наша история на страницах отечественных и зарубежных учебников. Кается, что все открытия уже сделаны, а все загадки уже разгаданы. Но даже элементарное сомнение в верности имен представителей Руси, позволят открыть новые горизонты поиска, вскрыть целые пласты связей между империями и династиями.

Итак, констатируем, что варяги, покорившие славянские племена: полян, древлян, дреговичей и прочих, принимая их традиции и культуру, внесли и свой весомый вклад в этногенез восточно-европейских и формирование государственности на всей территории Европы. А династические связи между правящими родами Европы и Азии имели наднациональное и надгосударственной значение. И в связи с этим имена детям в семьях правителей Руси давались в соответствии, как с варяжской, так и со славянской и греческой традициями. Вполне вероятно, что и у великого князя Святослава І было несколько имен. По крайней мере, варяги, греки, болгары, хазары и представители иных этносов называли властителя по-разному. Возможно, в будущем ученые установят, как звали великого князя.

Несомненно одно – Святослав Игоревич – одна из самых величественных фигур в истории славян, в мировой истории – государственный деятель, политик и дипломат, полководец и стратег, чрезвычайно одаренный человек, знаменитое имя которого выбито на скрижалях истории.

Сергей Петков

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі