Что такое сатанизм? (часть 1)

Целью этой статьи не является дать какое-либо определение сатанизму, претендующее на высокую точность, а показать, в чем смысл этого явления, а также то, как и где правильно искать этот самый смысл. Знать суть этого явления очень важно для украинцев, ведь Украина исторически является христианской страной. Именно в этом контексте меня и интересует это явление. Я попытаюсь обобщить то, что периодически занимало мои мысли на протяжении многих лет.

Сатанизм - это служение сатане. Но что значит - служить сатане? Именно это я и попытаюсь выяснить в данной статье.

1. Представление о сатанизме в современном украинском обществе.
Современный украинский обыватель имеет очень узкое представление о сатанизме, сформированное преимущественно видеофильмами, прессой и криминальной хроникой. В представлении простого обывателя, сатанизм - это:

а) сборище неразумной молодежи, устраивающее жертвоприношения различных животных (например, на Лысой Горе в Киеве) и другие странные ритуалы;
б) тайные культы, деятельность которых проявляется в ритуальных убийствах людей.

Эти явления действительно являются служением сатане. Но... исчерпывается ли этим понятие сатанизм? Конечно же нет!

2. Методика поиска смысла понятия "сатанизм".
Если человек (простой обыватель, либо ученый (естественно, не специалист в этой области)) захочет глубже понять это явление, то он, как правило, обратится к научным исследованиям. Простой обыватель чаще всего ограничится каким-нибудь толковым словарем, либо статьей в какой-нибудь энциклопедии.
Ученый (а это, как правило, либо безбожник, либо атеист), будет изучать историю сатанизма, сатанинские культы и т. д. и т. п.
И первый, и второй подходы, в общем случае, не приведут к пониманию сути этого явления. Почему? С первым подходом все ясно - он не научный в принципе, он просто использует готовые результаты второго. Второй подход является индуктивным научным подходом. Он рассматривает формы, которые принимает сатанизм на практике. Но формы явления и само явление - вещи разные! В принципе, этот подход может привести к пониманию сути явления сатанизма, но только при очень глубоком анализе, очень точной постановке задачи и очень высоком профессионализме самого ученого. Здесь естественно проявится обычная "болезнь" ученых, заключающаяся в чрезмерном обобщении. То бишь, (хороший) ученый начнет исследовать все известные религии, культы... и, что очень вероятно, обобщит понятие сатанизм до понятия зла как такового, присутствующего во всех вероучениях и культах. Тем самым он сделает роковую ошибку. Ведь "добро" и "зло" - это (в общепринятом случае) абстрактные морально-этические категории, а сатанизм - это вполне конкретное явление.

Естественно, для того, чтобы правильно понять суть данного явления и заблуждения многих исследователей, рассмотрения упомянутых практических форм сатанизма совсем уж не избежать. Проиллюстрируем метод поиска на примере академического словаря [1]. Отмечу, совершенно аналогичные индуктивные выводы можно сделать, используя и другие научные источники, например: [2], [3], [4].

"САТАНИЗМ, дьяволомания – оккультно-религиозные представления, культ и организации, являющиеся антитезой христианства и оппозиционные к принятым в обществе морально-правовым установлениям" [1].

Чем грешит это определение?
Определение является обобщением, которое пытается быть всеобъемлющим - охватить всё и вся ("оккультно-религиозные представления, культ и организации"), объединяя все формы сатанизма. Но ведь нас интересует суть явления, а не его формы!
При этом, оно также засорено (модными в научном сообществе) идеологиями научного атеизма и толерантности ("оппозиционные к принятым в обществе морально-правовым установлениям"). Кроме того, оно страдает недоопределенностью: какие же морально-правовые отношения приняты в обществе и в каком обществе они приняты? Ведь бывают как разные общества, так и разные отношения... Для иллюстрации сказанного, понадобится цитата [5]:

"Как-то я готовил один официальный документ и употребил термин "христианская мораль". Один уважаемый человек подошел ко мне и попросил: "Не пиши, пожалуйста, "христианская мораль", напиши просто — "мораль". Ведь много людей неверующих. Или они принадлежат к другой вере".
Я спросил у него: что такое мораль? Он начал перечислять: не убий, не укради... — назвал почти все десять заповедей.
Но будет ли человек соблюдать эти заповеди, если он не верует в Бога и уверен в своей безнаказанности? С какой стати? Ведь есть разная мораль. Есть мораль различных племен каннибалов. Для них морально скушать своего ближнего. Это даже поощряется. Причем эти люди ничем не отличаются от нас: такой же вес серого вещества, та же физиология...
В большевистском обществе настучать на своего отца считалось моральным. Таким детям даже ставили памятники. А шить тапочки и продавать на базаре — аморально и преступно...
Поэтому все зависит от того, кто будет формировать эту мораль."

Теперь все ясно! Все просто! Политкорректность не позволила автору определения написать, например так: "...являющиеся антитезой христианства и оппозиционные к принятым в обществе морально-правовым установлениям, основанным на христианской этике". В этом случае все получается красиво, строго и логично.
И теперь мы имеем вполне корректное определение для практических форм сатанизма, которое однако не отражает должным образом сути явления как такового. Но... для наблюдательного человека оно указывает путь поиска. Искать надо в христианстве! Однако, христианство имеет множество деноминаций (православие, католицизм...), различающихся как незначительно, так и принципиально. Впрочем, есть общее, - то что объединяет все христианские деноминации - учение Христа, изложенное в Новом Завете. Похоже, именно здесь и надо вести поиск!

Ссылки:

[1] Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с. http://religa.narod.ru/zabijako/s04.htm
[2] http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/SATANIZM.html
[3] Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1016278
[4] Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000. http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/241188/Сатанизм
[5] А. Турчинов "Апокалипсис нуждается в бюджетном финансировании" ("Вечерние вести" 17 ноября 2000 г.)

Якщо ви помітили помилку у тексті, виділіть її мишкою та натисніть комбінацію клавіш Alt+A
Коментувати
Поділитись:

Коментарі

34

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі