вівторок, 20 листопада 2012 18:04

"В некоторых семействах вымерли все дети от грудных и годов до 10-ти"

"Піонер читає написи на плакатах жителям села ­Леб'яже, Печенізький район, Харківська область,

1932 рік", – підписано це архівне фото. Тепер це Чугуївський район. Село – на лівому березі Сіверського Дінця. Знімок зроблено не пізніше 14 листопада того року. Бо саме того дня Харківський обком КП(б)У видав постанову: не завозити товарів у села, що не виконали плану хлібозаготівель. При тім називалися не окремі села, а цілі райони, серед них і Печенізький. "В связи с совершенно неудовлетворительным ходом выполнения планов хлебозаготовок… приостановить полностью отгрузку товаров по ноябрьскому плану на село… Одновременно изъять уже имеющиеся в наличии в районах на складах все остродефицитные промтовары, а именно: мануфактура, галоши, валенки, кожухи, сахар, гвозди, махорка, папиросы, кондитерские изделия, оконное стекло…". Список довгий – кільканадцять рядків.

Після появи тієї постанови навряд чи їздили фотографи у відстале село. Як далі жило Леб'яже?

Восени 1937-го за ухвалою судової "трійки" отримав шість років таборів колгоспний сторож артілі "Червоний колос" села Леб'яже Нестор Миколайович Білоус, 1889 року народження, три класи церковно-парафіяльної школи. Йому намагалися інкримінувати лівоесерівський заколот, але не змогли довести. Отож посадили тільки за статтею 54–10 Карного кодексу УРСР – "контрреволюційна діяльність, спрямована на підрив колгосп­ного ладу". Білоуса визнали винним у тому, що "неоднократно в разговорах с членами колхоза "Красный колос" проводил контрреволюционную агитацию и вел дневник, куда записывал свои контрреволюционные мысли".

Той щоденник, забраний під час арешту, він вів іще з 1911-го. Не полишав робити в ньому записи й у голодні роки. По кілька щомісяця. От щойно почався 1932 рік. 6 січня Білоус записав: "Свят вечер, наверное не было и не будет таких вечеров. В этот вечер люди раньше веселились ожидая праздника, а сичас у многих нету хлеба детей из вечерей нету и по улице не было а мы ели борщ постный та кашу из буряковой юшкой и немного в ней груш". Наступного дня: "Рождество в этот праздник раньшие годы приготовляли селяне хорошие обеды, холодное жаркое белые пироги из рисом и начинкой пиво водка. Словом было из чиво готовить потому что 3/4 села резали свиней к празднику. А в этом году во всех даже и борщ был постный за исключением тех у ково конина была то ели мясо хотя конское. А у меня тоже был борщ постный".

У листопаді та грудні 1932 року Нестор Білоус зробив лише по одному запису:

14/XI-32 г. Началась хлебо-заготовка и началась продажа имущества тех крестьян которым доведен план хлебо-заг до двору. Продали Горгуля Самойла и ­Золотаря Фалимона. Погода стоить солнечная и морозная.

7/XII-32 г. Все время идет хлебо-заготовка, отдают под суд от 5ти и до 3х годов из хат выгоняют хлеб до 1 фунта забирают словом отдай весь хлеб а сам из детьми оставайся на голодную смерть.

Наприкінці січня Білоус записує, що "в деревне совсем жить нельзя хлеба нету люди пухнуть с голоду, ходют как тени голодные". У лютому – що "разное барахло на базаре стало дешево потому что оно некому не нужно только каждый и продает на кусок хлеба". А наприкінці березня – що в Леб'яжому "на почве голода" розквітли крадіжки з погребів і хлівів – "тянут, что только можно и что попало". І додає: "Дуплинат Герасим зарезал своего собаку и съел. (…) Люди ходют по полю и роют оставшие бураки в земли и тем кормлются а они мерзлые никуда не годные а их надо людям кушать. Дуплината Василия сын годов 20-ти пошол за бураками да там и умер".

Із квітня 1933-го записів з'являється більше, і чи не в кожному – про голодну смерть:

8/IV-33 г. Люди мрут с голоду всех возрастов а в особенности дети очень мрут в некоторых семействах вымерли все малые дети от грудных и годов до 10-ти.

16/IV-33 г. Пасха. Я был на работе в артели скородили а на селе людей и не видать, раньше было веселились люди качели гармони игры все возможные а сегодня везде уныние и голод. Розговлялись постным борщом, немного жареной картошки и молочная каша дала молока кума Манька. Калихочь Пилып забрал в яру мясо дохлой лошади перелитое карболкой и понес домой.

17/IV-33. На сегодняшний день хоронить 11 душ умерших из голода.

30/IV-33. Идут частые дожди… А люди знай мрут так что в одну яму кладут душ по 6 потому что некому могилы копать. 27/IV Умер Бутенко Николай Федорович молодой парень 22 лет настоящий гвардеец большого роста красивый и пришлось умереть голодной смертью лиш потому что сельсовет не дал ему справки как сыну розкуркуленого отца а без справки негде на работу не примают а весной когда уже он совсем ослаб тогда и работа была но он не мог работать и пришлось ему умереть голодной смертью.

12/V. Умерла Черная Параска, актевистка кандидат партии. Как людей продавали за невыполнение хлебо-заготовки, так она вечером на радощах в школе танцовала, а теперь издохла из голоду как собака.

20/V-33 г. Ежедневно мрут люди из голоду. Сельсоветом назначена санитарная комисия для уборки трупов и похорон их потому что хоронить тех людей некому так теперь сельсовет выгоняет людей и роют большую яму душ на 10 и тогда зарывают. Много людей взрослых и детей как посмотришь так это живые мертвецы.

31/V-33 г. Дожди идут все время уже две недели и большие очень полоть уже надо край но невозможно. А люди мрут своим чередом.

10/VI-33 г. Люди умерают голодной смертью, как-то по станциях жел. дор. в Харькове, на поле и некто не убирает. На пример Костенко Николай умер около Таганки уже целый месяц и некто не убрал трупа а каждый день мимо ездят командиры Красной армии. И нет дела некому, что труп уже разложился, что нельзя мимо идти.

Якщо ти навіть і приховав зерно, то не зможеш його змолоти, бо млин вимагає довідку від сільради. І довелося їсти своїх котів і ловити жаб у Сіверському Дінці. "Я когда косил траву то ели лягушок, хорошие мясо белое и на вкус как рыба", – записав Нестор Білоус 27 липня 1933 року. А перед тим: "Жнива начались полным ходом но дожди мешают а сельсовет индувалов гонит косить но как людям ехать когда люди голодные и не дают молоть и у многих отобрали ступы говорят вези хлебо-загот. тогда дадут смолоть 16 кгр на душу". Через два дні: "У нас на кирпичном заводе хлеба нету варют на завтрик жито а на обед борщ и жито с молоком и на ужин тоже жито. Словом кормит с/власть крестьян хуже нежели когда-то кормили люди свиней".

Останній запис про Голодомор Білоус зробив 16 серпня 1933-го: "Из рассказов очевидцев работавших на Полтавщине по уборке хлеба что там люди так вымерли, что в деревне нет ни одной живой души и у многих хатах вся семья лежит умерша трупы разложились и некому убирать".

Нестор Білоус повернувся додому 1954 року. Невідомо, чи застав він у ­Леб'яжому тих дідів і піонера, зображених на цьому знімку.

Зараз ви читаєте новину «"В некоторых семействах вымерли все дети от грудных и годов до 10-ти"». Вас також можуть зацікавити свіжі новини України та світу на Gazeta.ua

Коментарі

6

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосів: 1
Голосування Як ви облаштовуєте побут в умовах відімкнення електроенергії
  • Придбали додаткове обладнання для оселі задля енергонезалежності
  • Добираємо устаткування та готуємося до купівлі
  • Не маємо коштів на таке, ці прилади надто дорогі
  • Маємо ліхтарі та павербанки для заряджання ґаджетів, нас це влаштовує
  • Певні, що незручності тимчасові і незабаром уряд вирішить проблему браку електроенергії
  • Наша оселя зі світлом, бо ми на одній лінії з об'єктом критичної інфраструктури
  • Ваш варіант
Переглянути