ЗАЭС для россиян как чемодан без ручки: ни выбросить, ни ввести в эксплуатацию
За что боролись - на то и напоролись. Главными целями в первые часы вторжения для окупантов были наши атомные станции. И действительно - ЗАЭС, самая большая в Европе и третья в мире, была лакомым куском для России. Но... Как и все у россиян, их хитрость сработала против них. Кремль считал, что достаточно будет проложить линии электропередач, чтобы переключить ЗАЭС на поставки тока в Россию. Но все изначально пошло не так. Более того - Кремлю теперь еще и нужно тратиться на содержание станции, которая не работает. Что происходит вокруг оккупированной ЗАЭС?
Именно поэтому россияне проталкивают через американцев вариант совместного использования АЭС. Это позволяет им выйти из тупика несостоятельности самостоятельно запустить ЗАЭС. Кроме того, они хотят таким образом "вставить ногу в дверь" - наладить сотрудничество с украинскими бизнесменами и чиновниками, которые будут подкупаться с помощью преференциальных торговых соглашений.
Вот почему я категорически не поддерживаю никакого совместного использования ЗАЭС и какого-либо возобновления торговых отношений с Россией до полной деоккупации всех территорий в пределах международно-признанных границ и согласия выплаты компенсации за вооруженную агрессию против Украины. Вот что пишет Олег Белинский:
Ключевая ошибка российского руководства заключалась в том, что Запорожская АЭС была воспринята как типичный объект советского наследия
"Ключевая ошибка российского руководства заключалась в том, что Запорожская АЭС была воспринята как типичный объект советского наследия. На самом деле за последние два десятилетия Украина осуществила глубокую и системную модернизацию станции, инвестировав миллиарды долларов в западные технологии, оборудование и инфраструктуру. В результате ЗАЭС стала сложной гибридной системой, где железо советского происхождения критически зависит от западных технологических, программных и юридических компонентов..
Ключевым элементом этой трансформации явилась диверсификация ядерного топлива. Начиная с 2014 года Украина последовательно уменьшала зависимость от российского топлива. Часть энергоблоков ЗАЭС была переведена на сборки компании Westinghouse, что создало технологическую несовместимость с российскими стандартами эксплуатации.
Советские аналоговые системы управления были заменены современными микропроцессорными комплексами. Критически важные компоненты программного обеспечения, алгоритмы управления и системы безопасности являются лицензированными продуктами западных компаний и находятся под экспортным и правовым контролем. Фактическое владение объектом не означает полного контроля за его функционированием.
...Россия получила физический контроль над объектом, но не контроль над системой в целом: без полного доступа к программным, технологическим и правовым контурам
Сухое хранилище отработанного ядерного топлива на ЗАЭС построено по технологиям Holtec и соответствует американским стандартам, принципиально отличающимся от российских решений. Это еще один уровень технологической и юридической зависимости от Запада. В итоге Россия получила физический контроль над объектом, но не контроль над системой в целом: без полного доступа к программным, технологическим и правовым контурам.
Чтобы станция начала работать в интересах РФ, необходимо выполнить по меньшей мере три условия, каждое из которых на практике нереалистично.
1. Переподключение энергосистемы. ЗАЭС встроена в европейскую энергосеть ENTSO-E. Переход на российскую энергосистему потребовал бы строительства новых магистральных линий электропередач через оккупированные территории. В военных условиях такая инфраструктура уязвима к систематическим ударам и не может обеспечить стабильную синхронизацию.
2. Водный фактор. После уничтожения Каховской ГЭС, имеющихся водных ресурсов достаточно для поддержки реакторов в остановленном и безопасном состоянии. Работа энергоблоков на мощности требует объемов воды, физически недоступных в текущих условиях. Это делает полноценную эксплуатацию станции технически невозможной.
3. Топливная несовместимость. Замена западного топлива на российское в условиях оккупации, дефицита персонала и постоянных боевых рисков означала бы проведение чрезвычайно сложных и опасных операций без соблюдения международных стандартов безопасности. Такой сценарий создает неприемлемые ядерные риски с неконтролируемыми последствиями.
Министерство энергетики США официально предупредило Росатом, что любое несанкционированное вмешательство в американские технологии на ЗАЭС будет рассматриваться как нарушение американского законодательства и международных обязательств.
Это формирует для России замкнутый круг:
• эксплуатация станции означает прямое нарушение прав интеллектуальной собственности и дальнейшую изоляцию Росатома от международных рынков;
• западные правительства рассматривают значительную часть оборудования и технологий как собственность своих компаний, что открывает путь к санкциям и многомиллиардным судебным тяжбам в будущем.
...Запорожская АЭС для России - это не стратегический актив, а источник постоянной неопределенности. Станция не производит электроэнергию, требует значительных затрат
Сегодня Запорожская АЭС для России - это не стратегический актив, а источник постоянной неопределенности. Станция не производит электроэнергию, требует значительных затрат на содержание войск и персонала и ежедневно накапливает юридические, финансовые и репутационные риски.
Россия не способна полноценно запустить этот объект и в то же время не может от него отказаться без политических последствий. В результате ЗАЭС превратилась в технологический и стратегический тупик, в котором оккупант застрял надолго.










Комментарии