Почему украинцы самые бедные в Европе? Потому что у нас самые низкие зарплаты
Можно ли прожить в Украине на минимальную зарплату? Вопрос риторический, ведь по всем подсчетам, он должен составлять от 16 до 20 тыс. грн. А еще интересно было бы спросить у чиновников на Банковой, почему работники в Украине получают в 200 раз меньше членов правления и топ-менеджеров, хотя в Европе этот разрыв едва заметен. Возможно ли исправить эту вопиющую ситуацию - и как это сделать?
Украинский рынок труда после 2014 года, а особенно в условиях полномасштабной войны, переживает не просто трансформацию - он претерпел глубокие "деструкции", делающие вопрос достойной оплаты труда центральным для социальной стабильности и экономического восстановления после войны.
Украина печально известна тем, что уровень оплаты труда ее граждан является одним из самых низких среди стран Европы, и по этому показателю нас уже опережает Молдова и некоторые африканские страны… Согласно данным Международного валютного фонда (МВФ), Украина является самой бедной страной в Европе!
Острой социальной проблемой Украины является критически большой разрыв между высокой стоимостью жизни и низкой оплатой труда
Средняя заработная плата в Украине за 2024 год составила 20964 гривен, что эквивалентно 500 евро; для сравнения по данным Евростата: в ЕС - от 1100 (Болгария) до 4542 (Австрия), Польша - 1650, Германия - 4100. В 2-10 раз больше. Острой социальной проблемой Украины является критически большой разрыв между высокой стоимостью жизни и низкой оплатой труда.
Наличие этой проблемы обусловлено тем, что в Украине с начала независимости властная элита исповедовала ложную политику дешевой рабочей силы и строила сырьевую модель экономики. Как следствие - обесценивание труда, снижение уровня профессиональности рабочих, бедность и массовая трудовая миграция.
Характерным для слаборазвитых стран и, к сожалению, для Украины - низкий удельный вес затрат на рабочую силу как в себестоимости производства, так и в оплате наемного труда в структуре ВВП. Доля оплаты труда наемных работников в ВВП Украины снизилась: с 49,9% в 2013-м, 38,9% в 2017-м, до ~35% - в 2024. Доля заработной платы в себестоимости украинских товаров в 2024 году составляла лишь 7% - 9%, тогда как в странах Западной Европы - 30-45%. А это свидетельствует о чрезмерной эксплуатации украинской рабочей силы.
Одной из причин малой доли зарплаты в себестоимости продукции является низкий уровень добавленной стоимости, создаваемой на украинских предприятиях
Одной из причин малой части зарплаты в себестоимости продукции является низкий уровень добавленной стоимости, создаваемой на украинских предприятиях. Такая проблема наиболее характерна для продукции химической и металлургической отраслей, предприятия которых принадлежат одиозным олигархам. Если бы Украина экспортировала не сырье и полуфабрикаты, а товары с более глубокой степенью переработки, большей была бы и доля заработной платы в себестоимости.
Вместо модернизации промышленности, инвестирования в замену изношенного и устаревшего оборудования отечественных предприятий, собственники-работодатели умудряются получать сверхприбыли, несмотря на высокую материалоемкость и энергоемкость производства - путем сокращения затрат на заработную плату наемного работника.
Некоторые работодатели утверждают, что у нас маленькая зарплата, потому что низкая производительность труда. Однако нельзя забывать, что производительность труда на 95% зависит от работодателя: его способности эффективно организовать процесс производства, внедрить современные технологии, научить и повысить квалификацию своего работника. Впрочем, само государство причастно к обману наемных работников, потому что у нас налоговая нагрузка на фонд оплаты труда избыточная (41,5%).
Кроме того, невозможно обойти вниманием такую значительную статью расходов отечественных предприятий, как их коррупционная составляющая, что, по разным оценкам, составляет 10%-20% от доходов предпринимателей. В жилищном строительстве эта коррупционная доля еще больше - 30-40% от себестоимости. Острым вопросом остается и значительная дифференциация уровня оплаты труда среди наемных работников в различных видах экономической деятельности и в регионах.
Соотношение в должностных окладах между работниками основных профессий и топ-менеджментом (правления, наблюдательные советы) достигает 1:200...
В последние годы наибольшие заработки были в сфере финансовых, посреднических услуг, а не в сфере материального производства. Соотношение в должностных окладах между работниками основных профессий и топ-менеджментом (правления, наблюдательные советы) достигает 1:200 (в европейских странах в пределах от 1:4 до 1:12)!
Среднемесячная зарплата женщин в Украине составляет всего 75% от зарплаты мужчин. Каждый четвертый наемный работник в Украине находится на грани бедности. Такое позорное явление, как бедность среди работающих, просто не имеет оправдания с позиции европейской практики. Однако и заниженную зарплату недобросовестные работодатели платят несвоевременно, задолженность по выплате заработной платы достигла рекордного показателя более чем в 3 млрд грн!
Одной из причин низкой зарплаты крайне неэффективная и несправедливая система налогообложения и распределения доходов. При этом имеет место вопиющая имущественная поляризация общества, разрыв между доходами 10% беднейших и 10% богатейших критически сверхвелик, так называемый децильный коэффициент - 1:40. Власти и олигархи очень повезло, что терпеливые украинцы мало бастуют и довольствуются жалкими копейками.
Государство в результате сращения власти и крупного капитала потеряло функции независимого социального арбитра и обслуживает корыстные интересы олигархических кланов
К сожалению, в Украине отсутствует эффективный и действенный социальный диалог о путях повышения производительности труда и более справедливом распределении дохода между работодателями и работниками. Профсоюзы слабые и рассеянные, не способны к эффективной защите интересов наемных работников. Работодатели - жадные и социально безответственные. Государство в результате сращения власти и крупного капитала утратило функции независимого социального арбитра и обслуживает корыстные интересы олигархических кланов.
Еще одна проблема обеспечения должного уровня оплаты труда - институт минимальной заработной платы, не выполняющий возложенной на него функции: воспроизводство рабочей силы и содержание семей. В последнее время в Украине происходит только профанация и имитация реформирования системы оплаты труда.
Установление Правительством размера минимального должностного оклада работника I тарифного разряда ЕТС на уровне утвержденного в законе о государственном бюджете искусственно заниженного прожиточного минимума (втрое меньше фактических показателей), привело к "уравниловке" в оплате работников бюджетной сферы с 1 по 12 тарифный разряд.
В результате - искусственно заниженный уровень оплаты труда работников бюджетной сферы: например, в апреле 2025 года средняя зарплата в сфере образования, здравоохранения и культуры составила 55% от среднего уровня по экономике.
На наш взгляд, реформирование оплаты труда необходимо начать с новой усовершенствованной методологии определения прожиточного минимума и минимальной заработной платы, восстановления адекватной оплаты труда в бюджетной сфере, в обеспечении обоснованной междолжностной, межквалификационной дифференциации в оплате труда и устранении диспропорций в размерах заработной платы работников одинаковой квалификации, которые выполняют равноценный труд.
По расчетам профсоюзов и независимых экспертов, минимальная заработная плата уже сейчас должна составлять не менее 16000-20000 гривен
По расчетам профсоюзов и независимых экспертов, минимальная заработная плата уже сейчас должна составлять не менее 16 000-20 000 гривен. Если бы у власти хватило желания и воли закрыть черные оффшорные и крипто-дыры, стимулировать собственное производство и детинизировать экономику, то уже в ближайшее время средняя зарплата достигла бы $1000.
Повышение заработной платы - мощный стимул для развития экономики. Это рост внутреннего спроса, подъем национального производства, новые рабочие места. Следовательно, благодаря повышению зарплаты каждого украинца, появится возможность обеспечить экономический рост нашего государства!
Для реформирования оплаты труда в Украине необходимо отказаться от ошибочной политики дешевой рабочей силы и сырьевой модели. Срочно приступить к внедрению новой модели экономики, которая предусматривает инновационное развитие, новые технологии, рост производительности труда, увеличение добавленной стоимости украинской продукции, более справедливое распределение дохода между работодателями и наемными работниками.
В рамках европейской интеграции Украины необходимо обеспечить выполнение в полном объеме положений относительно достойной оплаты труда, качества человеческой жизни, сокращения бедности, предусмотренных в Соглашении об ассоциации с ЕС, в Европейской социальной Хартии, соответствующими конвенциями Международной организации труда.
Для успешной реформы необходимо социальное партнерство, конструктивный и действенный социальный диалог между объединениями профсоюзов, работодателей, органами власти и высокий уровень ответственности за соблюдение договоренностей и Соглашений (с формализацией на законодательном уровне). К социальному диалогу желательно пригласить представителей гражданского общества. На законодательном уровне необходимо в первую очередь:
1. Внести изменения в законодательство о деофшоризации и детенизации экономики Украины;
2. Предусмотреть уменьшение нагрузки на фонд заработной платы, внедрение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и налогообложение роскоши;
3. Установить прожиточный минимум для трудоспособных лиц на уровне фактического его размера, на основе осовремененных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, с учетом потребностей работника на обеспечение жильем, медицинским обслуживанием, образованием в соответствии с ратифицированной Украиной Конвенцией МОТ № 117 об основных целях и нормах социальной политики и индекса;
4. Установить минимальную заработную плату согласно учету семейной составляющей в соответствии с ратифицированной Украиной Конвенцией МОТ № 131 об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран и индекса потребительских цен;
5. Установить должностной оклад работника I тарифного разряда по Единой тарифной сетке в размере больше минимальной зарплаты;
6. Внести изменения в Закон Украины "Об индексации денежных доходов населения" относительно: повышения размера дохода, подлежащего индексации, до двух прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, рассчитанных в соответствии с нормами действующего законодательства с учетом положений Конвенции МОТ №117; снижение порога индексации до 101%; ограничение максимальной суммы доходов, к которой будет применяться механизм индексации денежных доходов.
Установить более строгую ответственность за нарушение законодательства об оплате труда, в том числе за несвоевременную выплату заработной платы с выплатой пени за каждый день задержки...
7. Установить более строгую ответственность за нарушение законодательства об оплате труда, в частности, за несвоевременную выплату заработной платы с выплатой пени за каждый день задержки, за любые формы дискриминации в оплате труда по гендерному и другим признакам.