Украинская цифровая дипломатия покоряет мир

У США - есть джинсы и кока-кола, у Японии - суши. Это те широко узнаваемые товары, которые представляют страну на весь мир. А что говорит миру об Украине? Борщ, война - и игра S.T.A.L.K.E.R. 2. Это та, без преувеличения, мягкая сила, повествующая о наших традициях, природе, музыке и очаровывающая игроков по всей планете. Интересно, почему цифровая дипломатия у нас значительно действеннее традиционной?

Даже во время войны в Украине появляются новые чемпионы в бизнесе, с высокими продажами своих продуктов на мировом рынке и растущей капитализацией. Причем речь идет о мире цифровой экономики.

Сейчас, в условиях нового постиндустриального развития, в ведущих странах мира существенно меняется секторальная структура экономики. Новейшие отрасли 21 века уверенно приобретают лидерские позиции: цифровые продукты, ИТ, искусственный интеллект, биотехнологии, цифровой ритейл, финтех, криптовалюты.

...игра стала не просто очередным цифровым продуктом. Сейчас она является одним из крупнейших репрезентаторов украинской идентичности в цифровом пространстве

В Украине есть свой пример успеха в сфере высокотехнологичных продуктов. Причем это кейс с ярко выраженной украинской идентичностью. Речь идет о "softpower" (кейс S.T.A.L.K.E.R. 2). Эта игра стала не просто очередным цифровым продуктом. Сейчас она является одним из крупнейших репрезентаторов украинской идентичности в цифровом пространстве. Или своеобразным виртуальным открытым кодом Украины, благодаря которому миллионы людей по всему миру становятся причастными к украинским символам и историческим маркёрам.

Ведь эта игра говорит на языке страны и показывает ее места, то есть она становится не просто развлечением, но и культурным "экспортом" Украины, ее soft power в мире. Такие продукты увеличивают узнаваемость и формируют глобальную симпатию к ней как мировой тренд. Это своеобразная цифровая дипломатия.

13 августа 2025 г. GSC Game World опубликовала планы на второе полугодие этого года. Это и апгрейд на Unreal Engine 5.5.4, новые игровые миссии, переход на новые версии (PS5-версию). Первый S.T.A.L.K.E.R. 2 анонсировали еще в 2010, без преувеличения релиз стал сенсацией мирового уровня, но в 2011-2012 студия закрылась и проект отменили. Серию возродили в 2018 году, а релиз S.T.A.L.K.E.R. 2 состоялся 20 ноября 2024 года.

После российского вторжения в 2022 году GSC частично перевезла команду в Прагу, частично покинула в Украине. Работу продолжали, несмотря на риски войны в Украине, тяжелую релокацию и даже российские хакерские атаки. Стартовые продажи составили более 1 млн копий за первые двое-трое суток; далее - активное расширение продукта и рост аудитории. Пиковое одновременное количество игроков в Steam - ~121 тыс. вскоре после релиза.

Владелец студии Максим Криппа подтвердил: проект вышел в прибыль, в планах не менее двух DLC и мультиплеер; также ведутся переговоры об экранизации. Как известно, Soft power - это мягкая сила расширения влияния собственной мир-системы. Как джинсы или кока-кола в США. Как западная рок-музыка. Или японские суши. Украина сейчас через систему мягкой силы расширяет влияние своих национальных кодов в цифровом пространстве.

Мир игры вырос из реальных мест Чернобыльской зоны отчуждения - из экспедиций и 3D-сканов локаций. Плюс - украинские топонимы и символы. Переход к бренду "Chornobyl" делает игру четко ассоциированной с Украиной в мире. По публикациям Forbes, в 2023-м Криппа стал ключевым владельцем GSC; параллельно он владеет NAVI и инвестирует в Maincast. Это создает "мост" между игрой, киберспортом и продакшеном - полный виртуальный цикл виртуального, цифрового бизнеса.

...S.T.A.L.K.E.R. 2 - это не только успешный продукт. Это площадка, где Украина, ее топонимы и реальные места создают презентующую историю страны для мира. Это и есть цифровая дипломатия...

Но сегодня S.T.A.L.K.E.R. 2 - это не только успешный продукт. Это площадка, где Украина, ее топонимы и реальные места создают презентующую историю страны для мира. Это и есть цифровая дипломатия, влияющая прежде всего на современную мировую "неполитическую" среду. В пользу капитализации страны в целом.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі