Экзамены НМТ - или гонки со смертью?
Смерть 16-летнего подростка в Ужгороде всколыхнула общество. И не только по причине самоубийства - парень не сдал Национальное мультимедийное тестирование. Этот случай вырисовывает значительно более глубокую проблему: насколько необходим и значим тот сумасшедший объем материала, и вообще - безопасно ли для психики подростков делать четыре теста подряд? Или, может, стоит что-нибудь изменить?
Украину шокировала недавняя новость из Ужгорода: 16-летний студент колледжа выбросился с шестого этажа общежития из-за того, что не смог успешно сдать Национальное мультимедийное тестирование. Он оставил свое видео, на котором объяснил ситуацию и попросил прощения у родителей, отдельно обратившись к маме.
Это был успешный студент театрального отделения, мечтал о большой сцене, был положительным и активным, участвовал во всех акциях, часто улыбался. Говорят, перед тем, как прыгнуть из окна, тоже улыбнулся.
...это уже не первый случай, когда выпускники выбирают смерть
Наше общество очень часто реагирует на события неадекватно, проявляя свою импульсивность и болезненность, отсутствие выдержки и отсутствие благоразумия. Буквально на следующий день в сети, под информацией об этой трагедии, появилось множество комментариев, в которых звучали и обвинения в адрес Министерства науки и образования, и упреки в адрес мамы покойного парня, мол много от него требовала, и критика всей системы образования, и требования вообще отменить НМТ, и призывы прекратить издеваться над детьми, которым и так тяжело жить в условиях войны. Опубликовали даже обращение к президенту с просьбой смягчить условия прохождения тестирования из-за того, что это уже не первый случай, когда выпускники выбирают смерть.
Попробуем разобраться в ситуации. Имеем в виду, что это первое поколение, которое пошло в первый класс под звуки сирен воздушной тревоги и заканчивает школу под вой беспилотников и взрывы бомб.
Очень хорошо, что каждый пользователь может зайти на соответствующий сайт и сам пройти тестирование по выбранному предмету онлайн. И получить оценку. Правда, открыты вопросы только прошлогоднего тестирования. Но оценить уровень сложности можно, потому что в этом году изменилось не слишком много.
Я выбрал для себя украинскую литературу. Тридцать вопросов, ответить на которые нужно в течение часа. Признаюсь, на часть вопросов я ответить затруднился, то есть я бы это тестирование составил с непроходимым результатом. И это при том, что я читаю каждый день и читаю очень много. Правда, в программе сейчас есть произведения, которые я в школе не изучал. Но проблема не в том.
Некоторые вопросы построены таким образом, что ты должен припомнить такие детали, которые не несут смыслового значения...
Некоторые вопросы построены таким образом, что ты должен припомнить такие детали, которые не несут смыслового значения и для обычного человека вообще не нужны. Например: "В стихотворении "De libertate" автор упоминает исторического деятеля, о котором идет речь и в произведении… и подается 5 вариантов, из которых нужно выбрать только один. Или такое: "Из эпиграфа "Если кто речетъ, как люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, ложь есть" начинается сочинение… Честно говоря, мало кто может вспомнить хоть один эпиграф к книге, которую прочитал на прошлой неделе. Но в общем, к чести тех, кто тесты сдавал, все вопросы интересны, особенно с 16 по 30. При соответствующей подготовке можно ответить на большинство. Но…
Как говорят опытные учителя, уровень образовательных потерь за 11 лет войны просто катастрофичен. Учебу онлайн, особенно в селах, назвать обучением можно с огромной натяжкой. Некоторые учебные заведения, например в Ивано-Франковской области и в Закарпатье, придумали, что один день в неделю вся школа будет учиться онлайн. Учителя восприняли это как дополнительный выходной. Расписание уроков в такой день неактуально, уроки фактически не проводились. Из шести уроков только один-два учителя выходили на связь в этом году и только на 15-20 минут.
А некоторые "педагоги" за весь 2024-2025 учебный год - ни одного урока онлайн не провели. А не провели потому, что отдел образования теперь находится в территориальной общине, а там все свои. Отсутствует контроль - нет работы. Нет работы - нет знаний. А если еще добавить постоянные тревоги, прилеты, нервное истощение и экономические проблемы - картина выходит совсем невеселой.
...дальше приходит истощение, концентрация внимания рассеивается, ребенок хочет пополнить энергию, выпить воды, сходить в туалет… Мозг стремится к отдыху, но кто позволит?
В общей сложности, на НМТ нужно сдать четыре теста за четыре часа с одним двадцатиминутным перерывом. Украинский-математика-история-предмет по выбору. Переключить внимание на математику можно, но дальше приходит истощение, концентрация внимания рассеивается, ребенок хочет пополнить энергию, выпить воды, сходить в туалет… Мозг стремится к отдыху, но кто позволит?
С математикой, кажется, все просто. Сочитал - записал. А вот история - еще тот квест. Здесь программа подготовки не изменялась с 2018 года и она фактически крайне перезагружена хламом. Создается впечатление, что выпускник школы должен владеть и оперировать столькими фактами, что их вообще мало кто знает. Причем большинство фактов абсолютно лишние, ненужные и для развития гармоничной личности и активного гражданина ничего не дают. Напротив - отнимают время и дополнительный ресурс, то есть, являются вирусными и опасными.
Предлагаю просто проверить себя и ответить на несколько вопросов: 1. Что вы знаете о битве на реке Ворскла между князьями Свидригайлом и Сигизмундом? 2. Что можете сказать о Швайпольте Фиоле, который напечатал в Кракове первые кириллические книги? 3. Почему детям нужно различать с десяток российско-турецких войн? 4. Что знаете о деятелях типа Киселя, Немирича, Григоровича-Барского, Жалобы, Плетенецкого, Саковича, Осипковского, Остроградского, Беретти, Авенариуса, Юркевича, Вахнянина, Косыгина? Что они сделали для Украины и зачем о них должны знать дети? Таких фамилий несколько десятков. Их легко перепутать, потому что они встречаются в учебнике один-единственный раз и связаны не с выдающимися событиями, а с такими же малоизвестными фактами.
Анализируя вопросы по истории, я пришел к выводу, что составляли их или хотя бы часть коммунисты-антиукраинцы, бывшие преподаватели истории КПСС...
Анализируя вопросы по истории, я пришел к выводу, что составляли их или хотя бы часть коммунисты-антиукраинцы, бывшие преподаватели истории КПСС, которые поставили своей целью воспитать ненависть к истории. В подтверждение своего убеждения могу привести еще вопрос с НМТ о первой российской революции и восстании на броненосце "Потемкин". Вот! И еще один - многие вопросы настолько закручены, что приходится разгадывать их как ребусы.
На исторические факультеты будут поступать единицы - менее одного процента из всех выпускников. Значительно меньше. А другие вынесут с уроков истории и из этого тестирования не любовь к чрезвычайно интересной и важной науке, а пренебрежение учителями, стремящимися втолкнуть в их головы исторический мусор, рандомные фамилии и факты, любые, только не те, которые формируют национальное сознание и гордость за свою нацию.
Во всем цивилизованном мире люди проходят тестирование. Но нигде нет такого, чтобы за четыре часа ты сдавал экзамены по четырем предметам
Да, все тестирования несут истощение и нервные срывы у детей, у учителей, у родителей. Да, систему нужно совершенствовать. Но нельзя менять или смягчать правила дорожного движения после каждой аварии, какой бы страшной она ни была. Во всем цивилизованном мире люди проходят тестирование. Но нигде нет такого, чтобы за четыре часа ты сдавал экзамены по четырем предметам. После анализа тестов по истории я бы уже не смог ответить ни на один вопрос. Три часа интенсивной умственной работы высосали из меня все соки. А я закаленный мужчина – я сдавал десятки экзаменов и проходил много тестирований. А молодые люди, фактически подростки, дети войны и ученики войны, разве они могут такое выдержать?
В завершение хочу выразить соболезнования семье погибшего парня. И сказать другим: ни одно тестирование не стоит того, чтобы за него отдать жизнь. А Министерство образования, надеюсь, заметит теперь, что проблема есть, и ее нужно решать.
Комментарии