Большое наступление России: есть чем, есть на чем. Вопрос - когда?
Пока украинские власти решают вопрос, где взять деньги на зарплаты военным - в России полным ходом идет как мобилизация, так и набор контрактников. Около 40 тыс. новых окупантов в месяц - это больше, чем наши ВСУ успевают утилизировать. Так что, в скором времени ждем нового наступления Кремля? Откуда его ждать?
В околовоенных медиа - как украинских, так и российских - уже почти анонсировали наступление россиян на Сумы и Харьков в ближайшие недели. Для создания этого образа пошло в ход все - от свободного толкования интервью главкома ВСУ Сырского до откровенно фейковых новостей. Однако по состоянию на сегодняшний день, вряд ли можно быть столь категоричным и для этого есть определенные обстоятельства.
То, что россияне готовят летнее наступление на фронте - это очевидные вещи, так было на протяжении всей российско-украинской войны. Как правило, зимой боевые действия затухали и активизировались весной - летом. Именно в течение зимних месяцев готовился резерв личного состава, ремонтировалась техника, накапливались запасы боеприпасов (в частности баллистических ракет). Именно это происходило и этой зимой.
Возможности
...свои 40 тысяч добровольцев (не мобилизованных) в месяц - российская армия получает
Многие люди, мало причастные к военным действиям, пользующиеся исключительно сводками Генерального штаба ВСУ, сейчас утверждают: личного состава в российской армии недостаточно для проведения каких-либо наступательных действий. Но это совсем не так. К сожалению, российская система контрактной службы все еще позволяет россиянам на четвертый год полномасштабной войны не только закрывать вопросы потерь, но и накапливать оперативные резервы. По наиболее осторожным оценкам, свои 40 тысяч добровольцев (не мобилизованных) в месяц - российская армия получает. И для этого в бюджете пока находятся 2 миллиарда рублей (около $23,7 млн) ежедневно.
Второй момент - очевидно, что российские генералы уменьшили время на подготовку новобранцев (сравните с нашими реалиями, где курс БЗИН постоянно увеличивается) и таким образом чисто теоретически достаточно быстро получают дополнительных солдат. За скобками остается уровень обученности такого человеческого материала, но при тактике, которую мы видим на фронте, это не очень важно. Нет смысла разрабатывать и внедрять какие-то тактические новинки, пока есть достаточное количество желающих умереть за миллионы от государства.
Не стоит забывать и еще об одном очень важном факторе - весенний призыв на срочную службу, стартовавший в марте 2025 года. Причем, судя по указу Путина, вооруженные силы должны пополниться рекордными 160 тысячами призывников. Для сравнения: в 2024 году это было 150 тысяч, в 2023 - 147 тысяч, в 2022 - 135,5 тысячи человек.
К выполнению указа российские силовики подошли очень ответственно: ленты российских новостных сайтов уже переполнены известиями о кампании по принудительной доставке призывников к военкоматам прямо с улиц и торговых центров по всей стране. Конечно, для привлечения срочников к ведению боевых действий есть определенные ограничения, но механизмы принуждения к переходу на контрактную службу уже отработаны и довольно большая часть срочников очень быстро перейдут в разряд контрактников.
...бронированной техники у россиян еще достаточно. Вопрос в том, как быстро они могут ее накопить
Относительно боевой техники - здесь тоже нужен взвешенный взгляд на ситуацию. Никого не должны вводить в заблуждение видео по отражению штурмов российских военных на гражданских автомобилях, скутерах и прочем хламе - бронированной техники у россиян еще достаточно. Вопрос в том, как быстро они могут ее накопить. Дело в том, что в 1992 году, когда РФ и другие страны постсовка подписывали определенные документы об ограничении количества танков и других бронированных машин, Москва сделала "финт ушами" и перебросила "лишнюю" часть бронетехники за Урал (формально - азиатская часть страны). И сейчас они ударными темпами пытаются поднимать с хранения всю эту армаду. И при наличии денег и методом "каннибализации" - им это удается.
Но перебрасывать на фронт - это еще та логистическая проблема, так как фактически существует только один путь - Транссиб, который и так используется на грани своих возможностей. Именно поэтому накопление бронетехники происходит очень медленно. Но то, что техника еще есть, если смотреть на цифры того, что досталось РФ после распада СССР и минусируя потери в двух чеченских войнах и нашей войне - доказанный факт.
Цели
К моменту написания этого материала очевидно, что на летнюю кампанию 2025 года у российского командования есть две основные цели. Первое и наиболее очевидное - наступление в Донецкой, Луганской и Запорожской областях с целью захвата как можно большей территории. Эта цель неизменна с 2022 года, но сейчас она очень актуальна. Если Трамп в какой-то момент, условно говоря, "не махнет рукой на Украину", а все же принудит РФ к подписанию перемирия, то очевидно, что раздел будет проходить по границам актуальной линии фронта.
Вторая цель, которую тоже давно озвучил Путин - это создание так называемых "санитарных зон" на трансграничных территориях. И здесь следует ожидать активизации на харьковском и сумском направлениях. О чем уже откровенно говорят и наши военные, и западные военные эксперты.
Перспективы
...на... Сумском направлении по состоянию на середину апреля нет достаточного количества войск, чтобы прорвать подготовленную оборону. Нет и маркеров подготовки глобального наступления...
Конечно, информация о российской группировке войск на приграничных направлениях довольно отрывочная, но из того объема, который есть у автора из официальных и неофициальных источников, можно сделать однозначный вывод: на том же Сумском направлении по состоянию на середину апреля нет достаточного количества войск, чтобы прорвать подготовленную оборону Нет и маркеров подготовки глобального наступления - а для этого нужно "всего ничего": пройти с минимальными потерями минные поля (а то, что они на пограничные готовились с апреля 2022 года - сомнений нет ни у кого), нанести мощный артиллерийско-ракетный удар, который позволит не только уничтожить подготовленные опорные пункты, но и обеспечит условия для развертывания наступления. И для этого у военных существуют определенные маркеры в виде логистических усилий, но пока что военная разведка этого не видит.
Но с другой стороны, нельзя говорить, что собранные россиянами войска вообще "ни о чем" - они способны провести достаточно ограниченную наступательную операцию без прорыва линии обороны - как говорят военные аналитики, где-то в глубину на 10 км и до 30 км по фронту.
Этого будет недостаточно для формирования "санитарной зоны", но, к сожалению, хватит для более массированных ударов по тем же Сумам. А на сегодня очевидно, что россияне перешли к террористическим атакам гражданского населения (и это не только баллистический удар на Вербное воскресенье). Расширение плацдарма позволит оккупантам использовать не только беспилотники, но и РСЗО, да и просто артиллерию.
Зачем россиянам нужны столь нелепые удары по гражданской инфраструктуре с гибелью местных жителей? Ответ очевиден: колоссальное давление на условный "тыл" с целью расшатать внутреннее единство украинцев, максимально снизить уровень устойчивости общества, а значит - снизить способность продолжать сопротивляться агрессору. В условиях нестабильности геополитической ситуации, разговоров о предстоящем перемирии формирования в сознании наибольшего количества наших граждан ощущение фатальности и банального страха - очень мощный фактор влияния на власть.
...пока россиянам удается получать максимальный эффект от таких ударов по гражданским - количество ударных дронов и их ассортимент увеличивается почти каждый день...
К сожалению, пока россиянам удается получать максимальный эффект от таких ударов по гражданским - количество ударных дронов и их ассортимент увеличивается почти каждый день, увеличивается и количество ударов баллистическими ракетами. И эффективность таких ударов растет благодаря изменению тактики использования "Гераней", так и за счет того, что Украина в своем тылу не может прикрыть высокоэффективными средствами ПВО буквально все и всех. Прикрывают прежде всего военные и критически важные для функционирования государства объекты, противник это знает и отдает себе отчет, поэтому и выбирает для ударов именно мирные кварталы и объекты гражданской инфраструктуры: таким образом достигается максимально возможный ущерб с гибелью людей.
Вместо выводов
Как будет развиваться ситуация на фронте в ближайшее время - "вопрос со звездочкой". И оно возникает каждое межсезонье на этой войне. Военное искусство потому и искусство - каждая из сторон планирует максимально неудобное для противника развитие ситуация - например, удар на неожиданном направлении. Конечно, в этих условиях обороняющиеся (а очевидно, что по состоянию на данный момент это именно Украина) вынуждены распылять свои резервы, разрабатывать массу оборонных планов, не зная, где противник нанесет основной удар кампании. И потому мы можем только надеяться на высокий профессионализм наших военных. Ну и, конечно, максимально поддерживать свое войско.
Комментарии