ЕС активно перевооружается - но не для окопной войны

За три последних года оборонный бюджет ЕС вырос на 112 млрд евро, и продолжает расти, учитывая нескрываемые агрессивные планы России. Однако Европа на пути перевооружения сталкивается с проблемами, которые самостоятельно будет решить сложно. Особенно - в условиях торговой войны, которую ей навязывают США. Что происходит?

План перевооружения. ЕС не бессилен в запуске собственных программ ВПК и новой индустриализации. В 2024 году общий объем расходов на оборону стран Союза достигал 326 млрд евро, что на 47 млрд евро или на 17% больше, чем в 2023 г.

До полномасштабной агрессии РФ против Украины, то есть в 2021 г., совокупный оборонный бюджет ЕС составил 214 млрд евро, то есть за три года удалось прибавить 112 млрд евро, или 52%. Если взять показатель отношения оборонного бюджета к совокупному ВВП страны Евросоюза, то он в 2025 г. превысит 2%. Однако на этом пути есть значительные препятствия.

Одна из проблем - это сервисный характер экономики ЕС, в результате чего значительная часть этих денег идет не на приобретение материальных факторов обороны, а на оплату услуг и высоких заработных плат (об особенностях сервисного характера ВВП западных стран по сравнению с Китаем мы подробно писали в отдельной статье).

Впрочем, расходы на закупку боеприпасов и техники также растут: с 50 млрд. евро в 2021 г. до более чем 100 млрд евро в прошлом году, то есть вдвое (хотя здесь следует также учитывать фактор высоких цен на ресурсы в себестоимости). В целом ВПК ЕС может производить техники и боеприпасы на 160 млрд евро в год, и этот показатель сравнительно с 2021 г. вырос на 30%.

...ЕС не собирается воевать "в окопах" и на суше, основные инвестиции идут на выработку дальнобойного и высокотехнологичного оружия...

Треть производимой продукции ВПК ЕС экспортирует в другие страны, прежде всего в Украину. По структуре 44% ВПК - это авиация, ракеты и космические аппараты, 30% - системы обеспечения и связи и только 25% - техника и боеприпасы для сухопутных войск. То есть ЕС не собирается воевать "в окопах" и на суше, основные инвестиции идут на выработку дальнобойного и высокотехнологичного оружия, а также на обеспечение армии.

Существует амбициозная цель - увеличить объем ВПК в 2028 г. до 450 млрд евро, в то время как в 2025 г. ожидается 200 миллиардов евро. Об этом говорится в программе перевооружения ЕС "ReArm Europe" ("Перевооружить Европу") со сметой в 800 млрд евро. Для реализации этого плана расходы ЕС на оборону планируют увеличить до 650 млрд. евро в год.

До 2028 г. номинальное значение ВВП ЕС может возрасти на 10% по сравнению с 2024 г., то есть до 21 трлн евро. Тогда расходы на оборону составят более 3% ВВП. Однако помешать этому может торговая война между ЕС и США.

Торговля через Атлантику. По данным Европейской Комиссии, ЕС и США имеют крупнейшие в мире двусторонние торговые и инвестиционные отношения. "Учитывая товары, услуги и инвестиции, они являются крупнейшими торговыми партнерами друг друга. От этого партнерства зависят миллионы рабочих мест".

Европейский Союз - надежный источник важнейших поставок в Штаты, включая медицинские ингредиенты и фармацевтическую продукцию, современные машины и оборудование, аэрокосмические детали и компоненты. В то же время, он является крупнейшим покупателем природного газа и нефти у Соединенных Штатов, а это важный элемент обеспечения трансатлантической энергетической безопасности, позволяющий совместно и решительно ответить на военную агрессию России против Украины.

Трансатлантические торговые отношения являются важнейшими коммерческими отношениями в мире. Торговля товарами и услугами между ЕС и США достигла впечатляющих 1,6 трлн евро в 2023 г. (последние круглогодичные данные). Иными словами, ежедневно товары и услуги на сумму 4,4 млрд. евро пересекают Атлантику между ЕС и США.

...торговля товарами и услугами между ЕС и США действительно сбалансирована: разница между экспортом ЕС в США и экспортом США в ЕС в 2023 г. составила 48 млрд евро...

Важно, что торговля товарами и услугами между ЕС и США действительно сбалансирована: разница между экспортом ЕС в США и экспортом США в ЕС в 2023 г. составила 48 млрд евро, или всего 3% общей торговли между ЕС и США (851 млрд евро). У ЕС был существенный профицит по торговле товарами (157 млрд евро), зато дефицит - по услугам (109 млрд евро)".

Европейский путь. Понятно, что модель полной торговой войны может повредить этот баланс взаимоотношений. И тогда у ЕС остается только "инфляционное решение" уравнения развития собственного ВПК. Одной из проблем станет поиск квалифицированной рабочей силы, в частности инженерных кадров.

В настоящее время в ВПК Евросоюза задействовано более 580 тыс. человек и за два года их количество увеличилось на 12%. Удвоение объемов ВПК потребует привлечения, по меньшей мере, еще на 300 тыс. специалистов. И найти их нужно будет в ближайшие два-три года. То есть речь идет о готовых кадрах, которые придется, в частности, переманивать из других стран, предлагая более высокую зарплату, а это, опять же, проинфляционный фактор.

Следовательно, инфляция и социальное недовольство - это две условные скалы, Сцилла и Харибда, мимо которых ЕС должен пройти в течение ближайшего политического цикла, не потеряв геополитическое равновесие.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі