В ВР танцы вокруг медикаментов: дешевле не будет, зато ждите дефицита
Регулировка в ручном режиме до добра никогда не доводила. Тем более - на рынке медпрепаратов. Новый законопроект 11493, призванный снизить цены на лекарства и упрозрачнить ценообразование - на самом деле может привести к дефициту качественных медикаментов и хаоса в обеспечении госпиталей и больниц. В чем проблема?
Специалисты не исключают возможного сокращения ассортимента лекарственных средств в аптеках, что снизит доступность лекарств для украинцев. Давайте разбираться, почему это может произойти?
Недавно парламент принял законопроект 11493, которым пытается в "ручном режиме" урегулировать цены на лекарства. Намерение по исправлению ситуации, в принципе, правильное. Но есть одно "Но" - он предполагает грубое административное вмешательство в рынок лекарственных средств, построение искусственных бюрократических квот на закупку медикаментов, дополнительные проверки без определенных целей и другие риски коррупционных злоупотреблений.
Вот основные тезисы законопроекта, подтверждающие мои слова:
Эта поправка призвана предотвратить монополизацию, но на практике может вызвать дефицит препаратов - прежде всего, высококачественных импортных
1. Ограничение закупок до 20% от объема производителя. Эта поправка призвана предотвратить монополизацию, но на практике может вызвать дефицит препаратов - прежде всего, высококачественных импортных. Особенно критически это может сказаться на прифронтовых территориях, где доступность лекарств и так является проблемой.
2. Введение единого электронного каталога. Хотя это должно повысить прозрачность ценообразования, эксперты предупреждают о возможном росте бюрократии, что будет задерживать поставки лекарств и приведет к удорожанию препаратов из-за дополнительных затрат бизнеса. А еще это - коррупционные риски.
3. Квоты на поставку критических лекарств. Установка ограничений на вакцины, инсулин и антибиотики может создать перерывы в поставках, угрожающих жизни пациентов, особенно в отдаленных и прифронтовых зонах.
4. Запрет маркетинговых договоров. Производители больше не смогут предоставлять скидки аптекам, что приведет к невозможности предложить покупателям выгодные цены. Многие аптеки в малых городах, где рентабельность бизнеса низкая, могут закрыться.
Кстати, законопроект лоббировала Юлия Тимошенко, во времена премьерства которой мы неоднократно наблюдали, как в ручном режиме она пыталась управлять экономикой. Негативные последствия такой деятельности мы отлично с вами помним. Так что давайте подытожим. Нужно ли урегулировать рынок? Да, нужно, потому что есть недоразумение между производителями и сетями, что отрицательно сказывается на карманах украинцев.
Внедрение законопроекта в действие в такой редакции не приведет к заметному снижению цен на лекарства, под лозунгом чего он и принят. Однако может потенциально вызвать дефицит качественных медикаментов в Украине...
Следует ли это делать директивным методом? Нет, не стоит. Внедрение законопроекта в действие в такой редакции не приведет к заметному снижению цен на лекарства, под лозунгом чего он и принят. Однако может потенциально вызвать дефицит качественных медикаментов в Украине, на чем настаивают специалисты - и не только из фармрынка, но и из Кабмина. А это может привести к хаосу в поставках медикаментов для госпиталей и больниц.
На днях ОП собирает совещание при участии всех, кто работает на украинском фармрынке - производителей, дистрибьюторов, аптекарей, а также Минздрава и Комитета ВР по здоровью нации. Надеюсь, там будет профессиональная дискуссия, мнение участников фармрынка будет услышано, и мы получим три результата:
1. на законопроект №11493 будет наложено вето;
2. граждане Украины будут ограждены от проблем с лекарствами;
3. будет создана рабочая группа, которая без политического популизма разработает новый законопроект.
Наблюдаем.
Комментарии