Души, как и тела, подвержены тяготению. Только планеты и галактики - внутри нас
С детства и до конца жизни мы имеем центры тяготения - это родители, друзья, семья. И только юность - полет в космос, невесомость. Но каждый со временем отыскивает собственные центры гравитации. Где их найти?
Человеческие души, как и человеческие тела, тоже подвержены гравитации - только планет гораздо больше. Центров тяготения гораздо больше.
В детстве центрами тяжести есть родители. Затем сила тяготения уменьшается и мы все больше получаем способность плавать в невесомости. Юность - это полет в космос
В детстве центрами тяжести являются родители. Затем сила тяготения уменьшается и мы все больше получаем способность плавать в невесомости. Юность - это полет в космос. Ибо главная сила тяготения исчезает, а ни одна другая еще не столь сильна, чтобы тебя привязать.
Зрелость для многих (конечно, не для всех) - это нахождение своих планет. Пускание у них корни. Осадки облаков частиц. Наши тела все больше тянутся к земле. Они все больше напоминают овощи и фрукты. Мы становимся ботаническими. Оседлыми. Садимся на землю.
Но и в культуре, в разных ее эпохах, есть своя гравитация. Барочная музыка построена на борьбе гравитаций, на конкуренции тональностей. В каждом мире, в каждом космосе, в каждой тональности - свой центр гравитации. Но красота появляется тогда, когда из одного космоса ты переходишь в другой.
Между XVII и XIX веком, между барокко и романтизмом много общего, но есть одно отличие: путь от разрыва со своей материнской планетой и нахождением новой - значительно длиннее. ХІХ век, в том числе и в музыке - это век блуждания. Wanderjahre. Ты удаляешься слишком далеко от первоначальной тоники. И очень, очень сложно найти новую.
…ХХ век тоже показывает, что мы всегда возвращаемся к тональности. Души, как и тела, тоже подвержены гравитациям. Только планеты и галактики - внутри нас
В ХХ веке вообще появилась атональная музыка. Шенберг, Веберн, Берг и их последователи - это мечта о невесомости. Это выход в космос. Это стремление преодолеть всякую силу тяготения. Может быть, это точка юности. Хотя, наконец, ХХ век тоже показывает, что мы всегда возвращаемся к тональности. Души, как и тела, тоже подвержены гравитациям. Только планеты и галактики - внутри нас.
Комментарии