Нерожденные, невысказанные, неуслышанные. О ком писал Шевченко
Какие пласты бытия мыслителей, музыкантов, художников мы теряем с каждой жизнью? Скольких мы уже потеряли - во время голодоморов и репрессий? Возможных детей наших павших защитников - в каких цифрах можно учесть эти невосполнимые потери?
Когда мы говорим о Голодоморе, мы говорим не только об убитых, но и о нерожденных.
Когда мы говорим о расстрелянных Возрождениях (во множестве), мы говорим не только о тех, кого расстреляли или убили в лагерях, но и нерожденных. И о невысказанных. О недоговоренных мнениях, ненаписанных текстах. О возможных детях и возможных учениках, которым сказали навсегда: нет-нет, теперь ты должен молчать. О тех, кого заставили умолкнуть.
Когда мы говорим об этой войне, мы говорим о возможно миллионах нерожденных. О том, что еще могли создать погибшие и те, кто из-за этих гибелей не родился. Это целые шахты и пласты бытия, вглубь и вглубь, которые не смогли произойти.
"Нерожденные" - важное понятие украинской культуры. Недаром оно звучит у Шевченко. Нерожденные - это необязательно те, кто когда-нибудь еще родится. Возможно, уже не родятся никогда. Их жизни ампутированы
"Нерожденные" - важное понятие украинской культуры. Недаром оно звучит у Шевченко. Нерожденные - это необязательно те, кто когда-нибудь еще родится. Возможно, уже не родятся никогда. Их жизни ампутированы. Но у них есть голос.
Они говорят самой своей невозможностью говорить.
Комментарии