Не заигрывать с диктатурами: чему нас учит история Тайваня
США и западный мир больше всего поддерживают Тайвань, Израиль и Украину. Ведь это - демократии. Однако почему украинские власти так упорно заиграют с Китаем, который не скрывает, что оказывает поддержку нашим врагам? И каких ошибок Тайваня нам следует опасаться?
10 октября на Тайване национальный день. Я только что оттуда вернулся. Была встреча с президентом, главой Министерства иностранных дел, лидерами парламентских фракций, украинцами, живущими на Тайване, многими другими людьми, которые искренне хотят помочь Украине.
Для Тайваня победа Украины означает их безопасность, потому что мир не выдержит нескольких центров напряжения. А если Украина упадет, то следующим в атаке на демократический мир, очевидно, будет Тайвань
Для Тайваня победа Украины означает их безопасность, потому что мир не выдержит нескольких центров напряжения. А если Украина упадет, то следующим в атаке на демократический мир очевидно будет Тайвань. Китай об этом не раз говорил.
История Тайваня для нас чрезвычайно поучительна. Почему Тайвань, являвшийся членом ООН и даже основателем ООН, в какое-то время оттуда выпал? Туда зашла КНР, китайские коммунисты, а Тайвань до сих пор борется за собственную независимость и международное признание.
Эта фантастическая страна производит едва ли не наибольшее количество чипов во всем мире, ее готовы защищать и США, и Япония, и Европа, и другие демократические страны. Но почему эти страны не открывают у себя посольства Тайваня? Почему они признали один Китай и что представляет собой политика одного Китая? Значит ли это, что Тайвань не имеет права на существование?
Тайвань с Украиной, а Украина с Китаем? Очевидно, Тайвань поддерживает Украину и передает в Украину огромные средства. Они заложили на это в бюджет десятки миллионов долларов, многие тайванцы добровольно передают гуманитарную помощь украинским больницам, школам, садам. А те, кто делает это приватно, очевидно, и украинским Вооруженным силам. Один воин из Тайваня героически погиб в борьбе за Украину. Есть другие, которые продолжают Украину защищать…
...Янукович хотел привлечь китайские деньги и продать китайцам украинскую землю, чтобы не брать на себя обязательства перед ЕС по демократизации и развитию нашей страны...
Тайвань действительно демократическая страна, которая хочет строить общее будущее с Украиной. Но Украина этого не желает. Не хочет, потому что боится Китая. Долгое время у многих украинцев были коммерческие, а значит, и коррупционные связи с китайцами. Мы помним, как Янукович хотел привлечь китайские деньги и продать китайцам украинскую землю, чтобы не брать на себя обязательства перед ЕС по демократизации и развитию нашей страны в европейском направлении. А деньги где-то нужно было брать.
До сих пор Китай для многих наших руководителей кажется источником дешевых денег, которые не будут требовать никакой демократизации, потому что он сам не является демократическим. И когда в то время министр иностранных дел Кулеба уехал в Китай и пригласил китайцев отстраивать Украину, это шокировало не только тайванцев, но и многих наших демократических союзников - американцев, европейцев, потому что все прекрасно понимают, что Китай является союзником России. Некоторые даже считают, что Россия, по сути, есть прокси Китая. Россияне получают, как пишут западные медиа, китайское вооружение и другую китайскую поддержку.
Китайский рынок стал одним из главных для России, и этим фактически поддерживает Россию на плаву, так же, как поддерживает Северную Корею. Недавно состоялась встреча глав Китая и Северной Кореи, Китай в очередной раз заявил о плодотворном сотрудничестве с ними. КНДР - это страна, оружием которой российские войска убивают украинцев. Одним словом, сформировался такой клуб авторитарных государств - Китай, Россия, Иран, Северная Корея, которые хотят уничтожить демократический мир, перекроить границы, контролируя все природные ресурсы и ощущая слабость многих демократических стран.
Желание общаться по авторитарным режимам угрожает нашей обороне. Демократия является не только сильнейшей формой правления, но и уязвимой. Именно из-за этой уязвимости в Европе побеждают ультраправые партии, поддерживаемые Россией и другими антидемократическими странами.
Наше нежелание сотрудничать с Тайванем - это очень плохой знак для США, считающих его крупнейшим союзником для европейских стран
Наше нежелание сотрудничать с Тайванем - это очень плохой знак для США, считающих его самым большим союзником для европейских стран. Это знак того, что мы не понимаем, что такое солидарность демократических государств и почему нам нужно поддерживать демократию.
Мы можем выиграть эту войну только благодаря нескольким факторам. Один из них - это, безусловно, западные средства и западное оружие. Запад будет давать нам средства и оружие в значительной степени из-за того, что убежден сейчас, что мы отстаиваем и защищаем демократию. Но если мы отстаиваем и защищаем демократию, то именно демократические страны должны быть нашими величайшими союзниками. Нам не нужно заигрывать с тоталитарными странами, думая, что из-за нас они изменят свои планы и будут меньше поддерживать Россию. Нас они даже не замечают. Стратегически мы им не нужны. Стратегически им в их клубе нужна Россия. Поэтому поддерживать они его будут всегда. А вот нам остаться без западной поддержки очень просто.
...что могут ответить тайванцы о поддержке страны, которая приглашает к восстановлению их крупнейшего врага - Китай?
Наше желание общаться с авторитарными режимами и нежелание общаться с демократиями, такими как Тайвань, очевидно, представляет огромную угрозу для нашей обороны. Кроме того, мы просто должны быть благодарны Тайваню за эту помощь, которую они нам оказывают сегодня. Их влияние, например, на решение США, чрезвычайно велико. Вы же помните, что США оказывали помощь трем странам - Тайваню, Израилю и Украине. И меньше всего в парламенте США поддерживали Украину, а больше всего - Тайвань. Тайваньские чиновники мне откровенно говорят: "Неужели вы думаете, что американцы нас не спрашивают, как ближайших своих союзников, нужно ли поддерживать Украину?" Спрашивают, но что могут ответить тайванцы о поддержке страны, которая приглашает к своему восстановлению их крупнейшего врага - Китай?
Что такое "политика одного Китая" и почему Тайвань был исключен из ООН. Что означает "политика одного Китая"? "Политика одного Китая" означает, что в ООН представлено лишь китайское государство. Никаким образом это не означает, что Тайвань не имеет права быть независимым государством. Имеет, конечно, такое право, имеет право на существование. Это никак не означает, что Китай имеет право атаковать Тайвань и уничтожать его. Именно поэтому в демократическом мире Тайвань поддерживается.
На Тайване безопасно на улицах, работают суды, есть справедливая конкуренция, к тебе относятся как к желанному гостю - находиться здесь гораздо приятнее, чем в любой, даже самой богатой, тоталитарной стране Востока. Но почему Тайвань оказался в такой ситуации, что лишь несколько стран до сих пор оставили у себя посольства Тайваня? Почему Тайвань был исключен из ООН?
Мы очень редко над этим задумываемся. А случилось то, что случилось. Очевидно, Тайвань и является Китайской республикой, Тайвань и основал Китай. Вернее, люди, которые его построили. В частности, лидер китайцев того времени Чан Кайши. В гражданской войне он проиграл коммунисту Мао Цзэдуну, отступил на остров Тайвань, построил там государство. Это государство стало главным союзником США. Но почему тогда этот остров исключили из ООН? Конечно, есть экономические предпосылки. Потому что он невелик, и коммунисты контролировали фактически весь материковый Китай. Многие были заинтересованы в сотрудничестве с ними. Но как случилось, что демократические страны проголосовали за то, чтобы китайский народ в ООН представлял именно коммунистический Китай? Как так получилось, что американцы и многие другие европейские страны голосовали за коммунистов?
...в 1971 году, когда Тайвань исключали из ООН, демократические государства их недостаточно поддерживали, потому что там было авторитарное государство...
А произошло все очень просто: Чан Кайши сохранил контроль над островом Тайвань, где и начал строить проамериканское государство, но совсем не собирался строить демократическое государство. Фактически до конца 80-х - начала 90-х годов никакой демократией там и не пахло. И в 1971 году, когда Тайвань исключали из ООН, демократические государства их недостаточно поддерживали, потому что там было авторитарное государство: врагов режима бросали в тюрьме, ограничивали свободу слова, более 40 лет продолжалось военное положение и не проводили никаких выборов. Вам это ничего не припоминает?
Уроки Тайваня для Украины. В Украине война, мы не можем провести выборы и объективно продолжаем военное положение. На Тайване его продолжали уже и тогда, когда никаких военных действий не было, потому что так понравилось властям. Но ведь вопрос не только в выборах во время военного положения. Там, как и у нас, ограничивали свободу слова. У нас сегодня нет политических заключенных, как это было там. Но когда демократия ограничивается и не контролируется, то, очевидно, остается всего шаг к тому, чтобы появились политические заключенные. В таком случае Украина действительно исчезнет с карты мира. Есть небольшая вероятность, что, условно говоря, российский агрессор не пойдет в Галичину и где-то там, в Галичине, кто-то отстоит такой маленький "украинский Тайвань". Но это совсем не тот сценарий, который нам нужен. Нам нужен сценарий тесного сотрудничества со всеми демократическими странами, победы над российским агрессором и восстановление нашей территориальной целостности в границах 1991 года. Все это без западной поддержки никак невозможно.
...поддержка будет возможна только тогда, когда мы не повторим ошибку Тайваня, а будем примером демократии
Эта поддержка будет возможна только тогда, когда мы не повторим ошибку Тайваня, а являемся примером демократии. Не будем хвалить, как делают сейчас наши руководители, цензурированный, провластный, бездарный телемарафон. Будем строить нормальную, сильную демократию, потому что это путь к нашей победе. Все, что они говорят - это путь к поражению. Но они этого не понимают. Каждый живет тихонько в своем министерстве и не задумывается над происходящим сейчас на фронте, где не хватает оружия, где не хватает людей.
Есть уроки, которые тайваньцы должны выучить от нас. И эти уроки связаны с нашей борьбой за Независимость, с нашим прошлым и нашей культурой сегодня. Одна из самых больших проблем Тайваня в противостоянии с Китаем заключается в том, что молодые тайваньцы фактически присели на китайское телевидение, китайское радио. Подобно тому, как мы когда-то смотрели российские каналы (и сейчас многие смотрят в Ютубе или в соцсетях российские продукты). И потому Тайвань в значительной степени полагается на свои технологические возможности. Они обладают хорошим современным оружием. Но больше всего рассчитывают на поддержку западных стран. Поэтому демократия для них важна, и они сами понимают, что выстроить некую культурную независимость от Китая им очень сложно из-за того, что у них общий язык. Они отличаются, но многие говорят, что тайваньский - это такой большой диалект китайского языка.
Тайвань имеет сложную историю. Он был когда-то колонией и Голландии, и Испании, и Японии, имел аборигенов, населявших остров. Поэтому тайваньское население отличается от китайского. Кроме китайцев, которых там много, на Тайване микс многих народов, которых история забросала на остров, или которые жили там еще до Китая. Этой идентификации в Китае, конечно, нет.
Наш патриотизм и наша культура - это то, что снабжает нас добровольцами. Люди идут воевать за эту культуру и эту страну. Это то, в чем сегодня испытывает проблему Тайвань
Там нет такой организации, как украинский Пласт, хотя там есть скауты, и они сейчас начали развиваться и устанавливать связи с украинскими скаутами, в частности, с Пластом. Но эта организация не столь сильна и патриотична, как наши. Наш патриотизм и наша культура - это то, что снабжает нас добровольцами. Люди идут воевать за эту культуру и эту страну. Это то, в чем сегодня испытывает проблему Тайвань. Но у них есть поддержка США, которые будут за них воевать, Японии, собственное оружие и многие другие сильные стороны.
Будь мы действительно сильной демократией, демонстрировали эффективность управления, четкий прозападный и продемократический курс, не заигрывали бы с авторитарными режимами, не прекращали бы поддерживать культуру, как это сделано в бюджете этого года, то путь к нашей победе был бы гораздо короче. А так - наша власть ведет нас окольными путями.