Безответственность работодателей, нищета работников. Социальный диалог?

Вступление Украины в ЕС предусматривает, в частности, и серьезные сдвиги в сфере социальной политики и оплаты труда. И здесь у нас, согласно заключению Еврокомиссии, твердая двойка. Возможен ли социальный диалог между сторонами конфликта?

Соглашение об Ассоциации Украина-ЕС требует эффективного социального диалога по решению проблем устойчивого развития страны. Действующее законодательство Украины предусматривает трехсторонний социальный диалог между представителями работников: профсоюзами, работодателями и государством как арбитром. Однако в последних правительственных документах вообще не упоминается социальный диалог как инструмент решения острых социальных проблем.

Работодатели - социально безответственные. Государство в результате сращения власти и крупного бизнеса утратило функции независимого социального гаранта и арбитра

К сожалению, в Украине отсутствует эффективный и результативный социальный диалог о путях повышения производительности труда и более справедливом распределении дохода между работодателями и работниками. Существующая в Украине система социального диалога (Национальный трехсторонний социально-экономический совет (НТСЕР), Совместные представительные органы профсоюзов и работодателей (СПО) и т. д.) - формальные и в основном имитация… Вместо этого укоренилась ложная практика решать все социально-экономические проблемы за счет наемных работников. Профсоюзы слабы и рассеяны, они неспособны к эффективной защите интересов наемных работников. Работодатели - социально безответственные. Государство в результате сращения власти и крупного бизнеса утратило функции независимого социального гаранта и арбитра.

Положение и состояние выполнения Генеральных и Отраслевых соглашений свидетельствуют о преимущественно формальном отношении, прежде всего со стороны работодателей и государства, как к заключению и содержанию соглашений, так и к их соблюдению. В Украине вопреки Рекомендации Международной организации труда № 91, не действует механизм распространения Генеральной и отраслевых соглашений на предприятия, не участвовавшие в их заключении. Это приводит к сужению сферы действия соглашений и отказу работодателей, не принадлежащих к соответствующим объединениям, выполнять сделки.

При этом ответственность сторон социального диалога при невыполнении ими договоренностей и обязательств фактически не предусмотрена или символическая (судебная ответственность за нарушение Генерального соглашения не установлена)! Как правило, невыполненными остаются положения, касающиеся именно оплаты труда.

До сих пор нет общего взгляда на оплату труда. Профсоюзы связывают его с прожиточным минимумом, работодатели - с чисто экономическим фактором (дополнительные расходы)

Острой проблемой остается синхронизация переговоров социальных партнеров по заключению Генерального и отраслевого соглашения с принятием программы Правительства и закона о Госбюджете на текущий год и Бюджетной резолюции на следующий год. До сих пор нет общего взгляда на оплату труда. Профсоюзы связывают его с прожиточным минимумом, работодатели - с чисто экономическим фактором (дополнительные расходы).

По опыту европейских стран, целесообразно отойти от узкого круга вопросов социального диалога - преимущественно вопросов формирования зарплаты, перейти к более широкому кругу вопросов социально-экономического развития страны. Да, и наемные работники и работодатели (кроме олигархов) в равной степени страдают от:

1. неэффективности и бесперспективности действующей сырьевой модели экономики Украины;

2. сращивания крупного капитала с властью;

3. несовершенства государственных институтов и правого поля, широкого распространение коррупции.

Для национального капитала и работников очень важно достичь компромисса и выступить единым фронтом, побуждая власть к формированию правого поля, благоприятному привлечению инвестиций, развитию добросовестной конкуренции, защите прав собственности и прав наемных работников на достойную оплату труда.

В повестку дня социального диалога должны быть включены, прежде всего, стратегические вопросы: усиление обороноспособности Украины, переход экономики на военные рельсы, отказ от сырьевой модели экономики и ошибочной политики дешевой рабочей силы, содействие инновационному развитию, повышению конкурентоспособности и внутреннего платежеспособного спроса.

Генеральные и отраслевые соглашения должны рассматриваться социальными партнерами как социальные контракты, выполнение которых является обязательным. За нарушение Соглашений должна быть предусмотрена реальная ответственность с формализацией на законодательном уровне.

В рамках европейской интеграции Украины необходимо обеспечить выполнение в полном объеме положений относительно достойной оплаты труда, качества человеческой жизни, сокращения бедности, предусмотренных в Соглашении об ассоциации с ЕС, в Европейской социальной хартии, соответствующими конвенциями Международной организации труда.

...в отчете 2023 года Европейская Комиссия оценивает уровень подготовки Украины к вступлению в ЕС в сфере социальной политики и занятости как худший

Кстати, в отчете 2023 года Европейская Комиссия оценивает уровень подготовки Украины к вступлению в ЕС в сфере социальной политики и занятости как худший. Указывается на необходимость возобновления социального диалога - укрепить консультационные механизмы и возможности его участников. Отмечено и то, что две жалобы о свободе объединений находятся на рассмотрении Комитета Международной организации труда.

Без открытого и результативного социального диалога Украина не сможет победить в войне и обеспечить устойчивое послевоенное развитие национальной экономики и высокие европейские социальные стандарты.

Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі