Убийство Стуса: уроки, которые мы не сможем забыть
Чем отличается роман от документальной книги? Не только отсутствием вымышленных персонажей. Иногда, как в "Деле Василия Стуса" Вахтанга Кипиани, сухие протокольные факты звучат красноречивее. О чем мы узнали?
39 лет назад в российском концлагере в до сих пор окончательно не установленных обстоятельств погиб украинский поэт Василий Стус. Его 100% убили. Убили русские. Убили так тихо и подло, что имя убийцы, исполнителя неизвестно. Хотя фамилия следователя Хвата, убийцы академика Вавилова и наверняка, также и украинцев, известна. Как фамилия Павла Судоплатова, убийцы Евгения Коновальца.
Но почему я это вспоминаю? Не только "под дату". Когда дошли руки до книги "Дело Василия Стуса", которую составил Вахтанг Кипиани, в очередной раз убедился: тщательно подобранные оригинальные документы работают в разы лучше художественного произведения. Там не нужно глупых эмоций+романтических линий+поиска иронически-циничных персонажей. Сухая протокольная речь раскрывает драматургическое "смену персонажа" лучше маститого драматурга. Вот первый срок Стуса. Он заявляет: не имел ничего против советской власти (и если бы давали работать, публиковали, как того же Гончара, награждали и уважали - действительно не имел). Но даже если бы игнорировала, не награждала, не обращала внимание - тоже вряд ли что-то имел против, слушал бы ВВС на кухне, если бы не трогали.
...тогда Стус понял: договариваемся с российскими советскими властями - себя не уважать. А следующая посадка – вопрос времени, и то достаточно короткого
Однако власти выслушали это - и после 5 лет ни за что отправили на поселение. В нечеловеческих условиях. Когда вернулся - намек на призыв к какому-то условному нейтралитету (дайте работать, не мешайте жить) не услышали. И тогда Стус понял: договариваться с российской советской властью - себя не уважать. А следующая посадка - вопрос времени, и то достаточно короткого. Поэтому второго ареста ждал, на вопрос следствия и суда не отвечал с внесением отказа в протокол, на смерть пошел, зная об этом. И не спасли смерть Брежнева, Андропова, перестройка. Даже попытка убедить себя, что работать на русских можно с дулей в кармане - зло. Поэтому завершаю это сообщение предложением: первые три заявки от библиотек на приобретение книги "Дело Василия Стуса" выполню. Кому не достанется, очень прошу не обижаться. Спасибо за понимание.