Оптимистические сценарии войны: как, когда и благодаря кому?
Возможны ли в современных условиях оптимистичные варианты развития событий на фронте российско-украинской войны, и как они могут выглядеть?
Возможно, это первый за время войны "междисциплинарный" разговор одновременно о военном и политическом аспектах, за организацию которого всем следует поблагодарить непревзойденную Сашу Бабенко. Говорили на троих с Николаем Вереснем и Олегом Саакяном. Основное из того, что я сказал в этом разговоре:
1. Если уж рассуждать вслух о возможной конфигурации окончания войны, то по поводу "Как?" конфигурация просматривается уже сейчас:
- продолжение и усиление кампании ударов по критической инфраструктуре РФ и военным объектам оккупантов в Крыму;
- дальнейшее вытеснение ЧФ РФ как постоянной опасности для свободы судоходства в регионе;
- если наше военно-политическое руководство уже заявляет о намерении подготовить новое контрнаступление, то, возможно, дело пойдет и по оптимистическому варианту, по которому нам удастся вернуть часть ранее оккупированных территорий.
...мы сейчас в той ситуации, когда даже просто остановка российских войск и стабилизация фронта в выгодной для нашей страны конфигурации станет значительным достижением
Но, объективно говоря, мы сейчас в той ситуации, когда даже просто остановка российских войск и стабилизация фронта в выгодной для нашей страны конфигурации станет значительным достижением. Однако здесь возникает вопрос "Когда?", потому что подсчеты о том, что россияне "подойдут к пределу истощения запасов оружия" где-то в 2025 году, выглядят не просто излишне оптимистичными, они методологически некорректны. Не говоря уже о том, что у россиян "предел истощения" - это "всего" 3 тысячи танков на хранении, тогда как у нас топ-поставка - два десятка "Леопардов 2" от Испании;
2. У нас с россиянами сейчас проходят гонки: кто наиболее качественно и именно на децентрализованном уровне накапливает и усваивает полученный в ходе войны опыт. Несколько ошибочно воспринимать РФ как чисто "централизованную" машину, где сигналы поступают только сверху вниз. Учатся не только россияне - наши военные учатся также. Только проблема в том, что война на истощение - сам по себе неблагоприятный формат для усвоения новаций. Недаром еще Клаузевиц писал о трениях, которые накапливаются в ходе войны.
...эти проблемы с "железом" в принципе закладывают вариант, что любая администрация в Белом Доме, независимо от фамилии победителя, будет вынуждена пойти на ту схему, которую сейчас у нас приписывают Трампу, то есть фактическое сокращение объемов прямой военной поддержки...
3. США имеют объективные проблемы с запасами вооружений и их производством, эти проблемы решаются не так быстро, как хотелось бы самим американцам. Поэтому эти проблемы с "железом" в принципе закладывают вариант, что любая администрация в Белом Доме, независимо от фамилии победителя, будет вынуждена пойти на ту схему, которую сейчас у нас приписывают Трампу, то есть фактическое сокращение объемов прямой военной поддержки и постепенное перекладывание нагрузки на Европу.
Реальная глубина этого кризиса: сейчас российский ВПК только для войны против Украины за год может произвести существенно больше дальнобойных ракет, чем американская "оборонка" способна за год вообще изготовить зенитных ракет, условное соотношение - ориентировочно 1200 против 1000.
Комментарии