Есть чем гордиться: первая кругосветка под украинским флагом
Между этими кругосветками пролегло два столетия: первый украинец Юрий Лисянский - и первый украинец под сине-желтым флагом Валерий Петущак. Было ли сложно?
26 лет назад, 20 июня 1998 года, в Киевский городской крейсерский яхтклуб вернулась яхта "Лелитка". Почти четырехлетнее путешествие Валерия Петущака и Наталии Македон было завершено. Супруги стали первыми кругосветными мореплавателями, обошедшимися вокруг мира под украинским флагом.
...Валерий Дисанович уже однажды пытался обойти вокруг света в экипаже яхты "Днепр", которую в 1987 году "Русланом" доставили из Киева во Владивосток, но два других члена экипажа, добравшись до Новой Зеландии, решили просить политическое убежище
Интересно, что Валерий Дисанович уже однажды пытался обойти вокруг света в экипаже яхты "Днепр", которую в 1987 году "Русланом" доставили из Киева во Владивосток, но два других члена экипажа, добравшись до Новой Зеландии, решили просить политическое убежище. Петущак вернулся к Находке на борту советского траулера, потому что беглецы хотели эмигрировать с яхтой. Впрочем, потом они несколько лет судились друг с другом, чья именно яхта. Остаться в этом дурдоме Валерий Дисанович не захотел.
Советские яхтсмены изучали навигацию с целью при благоприятных обстоятельствах удрать из СССР. Некоторым удавалось. Один дальневосточный яхтсмен вместо перехода из Владивостока в Находку повернул в Японию, а затем дошел до Гавайских островов, имея на руках только советский внутренний паспорт. Другой, эстонец, на разборной байдарке (!) "Таймень" переплыл Финский залив и попросил убежища в Финляндии. Нам уже сложно представить, но за границу советских яхтсменов не выпускали. То есть вообще. Плавайте по внутренним водным путям. Вот ты учишься тому, что открывает перед тобой дороги всего мира, а тебя не выпускают даже в Болгарию.
...даже соревнования крейсерских яхт с громким названием "Кубок Черного моря" проходили только через советские порты из Одессы в Батуми. Валерий Петущак выигрывал "Кубок Черного моря" в составе экипажа яхты "Гонта" другого легендарного киевского капитана Алексея Грищенко
Да, даже соревнования крейсерских яхт с громким названием "Кубок Черного моря" проходили только через советские порты, из Одессы в Батуми. Валерий Петущак выигрывал "Кубок Черного моря" в составе экипажа яхты "Гонта" другого легендарного киевского капитана Алексея Грищенко. Получил звание мастера спорта.
Несколько слов о Грищенко. В 1989, при горбачевской Перестройке, когда стало можно, он был инициатором построения в Поти яхты "Фазиси" и участия в кругосветной гонке "Уитберд". Они ценой безумного полугодового напряжения достроили яхту вплотную к дате старта, чтобы не опоздать, везли ее в Британию самолетом "Руслан", а чтобы успеть оснастить ее мачтой и парусом, привлекли американского шкипера Тима Новака, чем сделали команду советско-американской. Новак пришел со своими рулевыми и шкотовыми. Затем на разных этапах присоединялись еще французские и новозеландские яхтсмены, полный интернационал.
Это привело к тому, что на одном из этапов, в Уругвае, киевского капитана Грищенко, организатора всей затеи, попросили на выход. Он обиделся и покончил с собой. Повесился в рощице. Капитан яхты "Днепр" Камкин, эмигрировавший в Австралию в 1987, тоже на каком-то этапе участвовал в гонке в команде "Фазиси". Вот как все закручено. Вспомню еще киевского яхтсмена Сергея Акатьева, который был на "Фазиси" штурманом, я его забанил в фейсбуке, но не со зла. Просто он многое знал.
Так что ряд кругосветных плаваний украинцев 1990-х годов, и Петущаки в этом не были одиноки, мы можем списать на тот пыл советского тюремного яхтинга, когда вдруг стало можно, а ты мечтал об этом всю жизнь. Посмотрите, например, судьбу украинского яхтинга в последующие годы. Никаких кругосветных плаваний. Вершина желаний - катать группы туристов из Украины по Эгейскому морю или Адриатике на арендованных яхтах. Впрочем, если туристы хотели на Таити во французской Полинезии, просто фрахтовали яхту на Таити и принимали группы там. А сейчас почему модно в Антарктиду, и туристов туда катает другой Валерий Петущак, внук.
Валерий Петущак-старший и Наталья Македон в ходе своего путешествия прошли по Панамскому каналу и побывали на Галапагосских, Маркизских островах, Таити, Тонга, Окленде в Новой Зеландии, Кокосовых островах и архипелаге Чагос в Индийском океане. На некоторых островах капитана Петущака встречал вождь, в боевой раскраске, и прогонял пришельцев с острова копьем. На других ему приходилось криками пугать акулу, отрезавшую ему путь коралловым рифом к берегу. Акула решила не связываться. А на атолле Саломон в ожидании смены муссонного ветра, экипаж два месяца питался только рыбой и кокосами, как робинзоны. Капитан Петущак оказался дальновидным - приплыл к острову сразу со своей Пятницей.
Кстати, Наталья Леонидовна пошла в рейс неожиданно для мужа. Планировалось, что она вместе с сыном Сергеем Петущаком просто проведет капитана в Варну. А дальше тот пойдет претендовать на лавры Джошуа Слокама яхтсменом-одиночкой. Сын Сергей выполнил свою часть сделки - покинул судно. (А потом еще встретит "Лелитку" на Кипре на обратном пути и приведет в Киев). А Наталья, которую ужасно укачивало в море, неожиданно на переходе в Болгарию избавилась от морской болезни и решила идти дальше.
Вокруг света он обошел… с болгарской визой. У него не было удостоверения моряка, только загранпаспорт с болгарской визой. Этого хватило всем портовым чиновникам Земли...
Еще одна черта, свидетельствующая о принадлежности Валерия Петущака к тем крупным советским яхтсменам-авантюристам. Вокруг света он обошел… с болгарской визой. У него не было удостоверения моряка, только загранпаспорт с болгарской визой. Этого хватило всем портовым чиновникам Земли, чтобы оформлять приход "Лелитки" прямо в гражданском загранпаспорте. Пожалуй, эти постсоветские нормы по паспортам действительно выдуманы украинским чиновничеством, потому что всем на них плевать. Значительно труднее было объяснить одесским таможенникам, почему все междонные пространства между шпангоутами на "Лелитке" заполнены мешочками с гречкой, банками тушенки, и зачем на судне, которое идет в Варну на месяц, тридцатилитровая емкость спирта.
В Гибралтаре, правда, капитану Петущаку сказали, что с таким паспортом он здесь находиться не может. Но раз уж пришел, что с ним делать. В штормовое море не выгонят. Очень своевременно, потому что Валерий Дисанович, готовясь к прохождению по Панамскому каналу, приобрел у рыболовов и собственноручно установил на "Лелитке" компактный дизелек на корме. Он там до сих пор дырчит, когда капитан катает по Днепру друзей и каждому дает порулить, пока нарезают огурцы и сало.
...еще одна особенность яхтсменов советской школы - они все умели делать сами, собственноручно. Строили свои яхты по чертежам в журнале "Моделист-конструктор" без помощи посторонних столяров и сварщиков
Это еще одна особенность яхтсменов советской школы - они все умели делать сами, собственноручно. Строили свои яхты по чертежам в журнале "Моделист-конструктор" без помощи посторонних столяров и сварщиков - "все сама, сама". Эти навыки Валерию Дисановичу очень пригодились в Австралии, где они застряли больше, чем на год, потому что деньги закончились, и следовало их заработать на продолжение поездки.
Для этого ему пришлось получить рабочую визу в Австралию. Сказали, что по болгарской визе раньше никогда такого не делали, но открыли. Владелец ремонтной мастерской в марине не очень пылал энтузиазмом давать Петущаку работу, бизнес был не очень денежный, семья большая, но если тот сам будет приводить клиентов… Через пол года обороты компании увеличились в 10 раз. Петущак хорошо знал, как ремонтировать яхты, извините, по-советски, из "говна и палок". И что блочок или лебедка из соседней рыбной гавани ничем, кроме цены, не уступают хваленым фирменным запчастям, если с ними сделать вот это. Что вот это - то ноу-хау, можно рассказать, но за деньги. Для этого и нужно инженерное образование. Как-то так. Слухи о рукастом мастере в марине распространялись по Сиднею, к нему стояла очередь, потому что лодки там есть у каждого, хозяин марины предлагал ему долю в бизнесе, только чтобы его не переманили конкуренты. Пора было что-то решать.
И тут неожиданно вмешалась спутница по этому путешествию, Наталья. Она сказала просто: "Ты всем обещал обойти вокруг света. Пора двигаться дальше". И начала петь украинские песни. На следующей же неделе "Лелитка" снялась со швартовых, прошла по каналу между Большим Барьерным рифом и восточным побережьем, и Торесовым проливом вышла в Индийский океан. Об остальных приключениях вы можете узнать из книги Валерия Петущака "Хождение за три океана. Как козаки вокруг света обошли", или "Соленый гопак", пора бы ее переиздать.
Лисянский так хорошо знал английский, что во время 7-летней стажировки на британском флоте забыл русский
С Валерием Дисановичем и Наталией Леонидовной мы познакомились, когда приглашали капитана Петущака в жюри конкурса украинской морской прозы им.Лисянского "Мателот". Это было очень символично и демонстрировало преемственность поколений - первый украинец, обошедшийся вокруг света, и первый циркумнавигатор под украинским флагом. В этом году путеводные заметки Лисянского Александр Морозов перевел на украинский с английского оригинала. Раньше думали, что английская версия - перевод с русского, а нет - это написанная заново сразу на английском книга. Лисянский так хорошо знал английский, что во время 7-летней стажировки на британском флоте забыл русский.
А о важности того, чтобы все кругосветные мореплаватели писали книги, свидетельствует то, что Валерий Петущак у упомянутого капитана Джошуа Слокама когда-то вычитал, как управлять яхтой при помощи одних парусов, когда потерял руль в 12-балльном шторме в Тасманийском море. Книгу Джошуа Слокама "Кругосветное путешествие парусником наедине" на украинский переводил я с помощью еще 8 переводчиков, это был такой коллективный проект. Круг замкнулся.
После победы мы будем много путешествовать. Пока же - читайте правильные кругосветные книги.
Комментарии