Валентин Бадрак
Директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения
24.02.2024

Сбитие вражеского А-50У: значение и загадки спецоперации

Ликвидация сверхважной цели А-50У имеет стратегическое значение, потому что речь идет о приближении ситуации, когда Россия уже не сможет господствовать в воздухе

Почти как подарок на 23 февраля и для ознаменования второй годовщины широкомасштабного вторжения Силы обороны Украины 23 февраля уничтожили самолет дальнего радиолокационного обнаружения. Показательно, что ВС ВСУ достали А-50У над Краснодарским краем - на расстоянии примерно 210-240 км. Более того, согласно уточнению Главного управления разведки Минобороны Украины (ГУР МОУ), А-50У поразили примерно в 256 километрах от линии фронта, а цель упала в Краснодарском крае России. Было зафиксировано "резкое падение скорости и высоты подбитого самолета А-50У вблизи города Ейск", а на показанной военной разведкой карте маршрут полета проходил ориентировочно на дальности 170 км от линии фронта. Так или иначе, жирная цель была ликвидирована над территорией России, что само по себе является уникальным событием.

Что за знаковое событие произошло?

Наверное, не будет преувеличения в утверждении, что Кремль и военное командование ВС РФ находятся в состоянии глубокого шока. Только завершилась настоящая охота на современные боевые самолеты РФ, когда в течение пяти дней, с 17-го по 21-е февраля Воздушные силы ВСУ уничтожили семь российских самолетов - пять Су-34 и два Су-35. В целом, это потери в $450 миллионов (цена истребителя-бомбардировщика Су-34 ориентировочно составляет $50 млн, тогда как стоимость многофункционального истребителя Су-35 колеблется от $98 до 104 млн). И вот еще через несколько дней сбит А-50У, который стоит около $350 млн.

Уничтожение оборонного потенциала противника такими темпами может создать условия, когда даже нефтедоллары не смогут покрыть потери. Но еще более важно другое. Если в РФ способны в течение года производить по 6-8 современных боевых самолетов, то такую воздушную машину как А-50 быстро не построить. А во время войны вообще собрать такой самолет в РФ не смогут. Самолетов А-50 и А-50У было девять. Три из них не летают, один в ремонте после его повреждения дроном в 2022 году в Беларуси. Так что боеспособных было пять... После сбития над Азовским 14 января 2024 года их осталось четыре. И вот теперь всего три. Стоит добавить еще один нюанс: сейчас Россия лишилась не только модернизированной версии самолета ДЛРО А-50У, но и потеряла экипаж из пяти опытных пилотов и еще около десятка крайне ценных операторов РЛС.

Ликвидация этих самолетов может напрямую повлиять на ход войны, так как самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления является фактически "глазами" боевой авиации

Без преувеличения, ликвидация этих самолетов может напрямую повлиять на ход войны, так как самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления фактически "глазами" боевой авиации. Он способен на больших расстояниях следить как за всем небом на ТВД, так и за целями на земле и море, сопровождать крылатые ракеты. Следовательно, сбитие очередного воздушного командного пункта приблизило РФ к разрушению системы управления боевой авиацией. Поэтому ликвидация сверхважной цели А-50У имеет стратегическое значение, потому что речь идет о приближающейся ситуации, когда Россия уже не сможет властвовать в воздухе. А это и использование тактической авиации - мы все помним, что выход сил обороны произошел вследствие временного доминирования в воздухе фронтовой зоны, когда украинские войска буквально засыпали авиационными бомбами типа КАБ-250 и КАБ-500.

Самая большая интрига операции: чем сбили редкий самолет ДЛРО?

Некоторые украинские СМИ со ссылкой на источники в ГУР МОУ сообщили, что вражеский А-50У был сбит благодаря старой советской системе ЗРК С-200, которые были разработаны в Советском Союзе 60 лет назад (эксплуатировались с 1967 года). Впоследствии комплекс прошел несколько модернизаций, однако в ПС ВСУ благодаря действиям российского агента Дмитрия Саламатина (который был в должности министра обороны) времен президента-предателя Януковича он был снят с вооружения. Информация о способе ликвидации А-50У официально не подтверждена. При этом известно, что ПС ВСУ применяли ракеты С-200 по наземным целям - это подтверждали и в британской разведке. ЗРК С-200М "Вега-M" имел дальность в 240 км, но на самом деле большой вопрос, смогли ли этот комплекс поставить в строй после подрывной деятельности министра-врага.

Интересно, что еще после сбития А-50 над Азовским морем этот вопрос уже возникал. Тогда точка исчезновения самолетов с радаров была в 130 километрах от контролируемых Украиной территорий. Если же говорить и о минимальном 20-30-километровом отступе, то будут все 150-160 км. Тогда же возникло мнение, что улучшенная версия ракеты MIM-104 Patriot (ее декларируемая дальность - 120 километров) могла бы обеспечить такое поражение. Или, скажем, использование возможностей так называемого "блуждающего Patriot" - его зенитная ракета GEM-T может "убить" воздушную цель на расстоянии до 160 км. Уже тогда упоминали вероятность использования французско-итальянского зенитно-ракетного комплекса SAMP/T, дальность которого могла бы составить до 300 км. Однако в случае с убытком А-50У над территорией РФ есть одно но - строгий запрет использования техники западных партнеров для целей над территорией России.

Хорошо, что мы не можем знать всех нюансов, а версий существует несколько. Главное, чтобы вражеские самолеты регулярно падали

Именно поэтому появилась информация о С-200. ЗРК С-200В ("Вега") имеет зону максимальной дальности поражение 255 км. Кроме того, этот ЗРК имеет возможность обстрела удаляемых от него целей. В Украине было два дивизиона С-200В и немало ракет для соответствующих пусковых установок. Интересно, что первоочередными задачами стрельбы дивизиона С-200В всегда и было уничтожение на максимальной дальности именно самолетов разведки и управления (ДРЛВ и У), постановщиков препятствий (ПП) и носителей авиационных ракет класса "воздух-земля". Вопрос для Украины заключался в достаточно сложном ремонте, хотя заводы во Львове и Днепре были готовы это сделать. Была также возможность введения в состав ЗРК новых трехкоординатных РЛС "Пеликан". Возможно, такие работы выполнили - в 2021 году к ним тщательно примерялись. Хотя был и "обходной путь". Дело в том, что до широкомасштабного вторжения ЗРК С-200В служили армиям 12 стран мира, три из них - страны НАТО. Соседняя Польша тогда не только нашла деньги на системы ПВО-ПРО Patriot PAC-3, но и успешно модернизировала зенитные ракетные комплексы С-200В "Вега" до уровня S-200WE. По всей вероятности, что обновленные ЗРК "Вега" Украина и получила от партнеров.

Хотя всем нам хотелось бы спустя некоторое время узнать, что на территории Каневского района Краснодарского края РФ упал А-50У в результате использования ПС ВСУ первых самолетов F-16. Для этого и не нужно их базировать в Украине, а, скажем, превратить тренировочный полет в Румынии в боевой в Украине. В особенности это кажется реалистичным на фоне заявления генсека ООН Столтенберга о законности использования западных самолетов для ударов по территории РФ. Что касается технической стороны вопроса, то бортовой радар F-16 AN/APG-68 позволяет видеть цели на расстоянии 257 км, а поразить ракетой AIM-120 - на дальности до 180 км. Собственно, это как раз прямое расстояние от контролируемой ВСУ территории до А-50 В. Впрочем, специалисты указывают, что F-16A Block 20 MLU, которые Украина получит в ближайшее время, используют базовую версию ракеты AIM-120 с максимальной дальностью пуска до 105 км.

Но ведь это хорошо, что мы не можем знать всех нюансов, а версий существует несколько. Главное, чтобы вражеские самолеты регулярно падали.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі