Реформа госуправления: кое-что изменилось, но лучше не стало
Хорошо, конечно, что какие-то изменения в государственном управлении происходят. Однако эти изменения, как кот известного физика Шредингера – вызывают скорее печаль, чем радость
Спросите на улице людей, кто является вторым самым большим злом после россиян, и с большой долей вероятности вы услышите: чиновники. Они воруют, их нужно увольнять, они ничего не делают. В идеале - обменять их всех на ракеты для Patriot. Государственная служба считается чем-то второстепенным, излишним, и это отношение активно культивируется в политических кругах, подогретых в 2019 году специфическими политическими лозунгами.
Неудивительно, что последние три года стандарты и подходы государственного управления переживают резкий упадок. Тем не менее, в конце прошлого года Кабинет министров принял постановление о зарплатах государственных служащих. И впервые за три года возникло чувство ностальгии по 2015-2018 годам, когда украинское госуправление проходило ряд реформ.
Со стратегической точки зрения, проделанная работа - это незавершенный путь. ЕС четко дал понять, что он будет постоянно контролировать эту реформу, в частности, потому, что она напрямую влияет на способность государства победить в войне и затем отстроиться. Пока что изменения происходят на базе закона о государственном бюджете на 2024 год, а профильный закон №8222 все еще ждет второго чтения. Соответственно, есть этот год, чтобы новая система была должным образом юридически обоснованной.
Ситуация, в которой специалист с окладом 15 тыс. грн мог получать 90 тыс. грн зарплаты за счет премий, теперь невозможна
Что же случилось? Реальная реформа - это то, что отныне должностной оклад госслужащего составляет 70% выплат. От надбавок отказались, кроме нескольких небольших (за ранг и выслугу лет), премия ограничена 30%. Так что ситуация, в которой специалист с окладом 15 тыс. грн мог получать 90 тыс. грн зарплаты за счет премий, теперь невозможна.
Второй позитив - было сокращено около 20 тыс. пустых вакансий, которые "висели" в разных ведомствах и за счет которых и формировались все эти надбавки и премии.
Теперь о минусах. Да, вопрос формирования должностных окладов превратился в сложную и неповоротливую систему, которая удивила многих участников процесса.
Итак, шаг первый - все должности государственной службы теперь разделены на 27 семей. Например, бухгалтерия - это 4-я семья, делопроизводство - 8-я семья, информационная безопасность - 12-я семья, литературное редактирование выделено в отдельную 14-ю семью, а управление информационно-коммуникационными системами - в 23-ю.
В общем, все эти 27 семей изображены в таблицах очень красиво и гармонично, но управленческой логики и четкой методологии, почему их сделали так много, публично не озвучили.
Дальше не становится легче. Ведь в каждой семье есть 9 уровней должностей (от руководящего до начального профессионального), а также 15 грейдов (уровней) должностных окладов. В синонимических играх вокруг простого слова "уровень" несложно запутаться. И чтобы быть уверенным, что вы точно запутаетесь - всю систему разбили на 5 юрисдикций и типов государственного органа (центральные, местные и т.д.).
Сложность системы вызывает массу вопросов, в частности у наших европейских партнеров
Такая сложность системы вызывает массу вопросов, в частности у наших европейских партнеров. По идее, Национальное агентство государственной службы имело свою логику и мотивацию именно так формировать это, но сейчас вместо простой, понятной и логической системы вознаграждений мы получили сложную и нерациональную систему, к которой приходится приделывать "костыли", чтобы она работала. И это вечная история украинского государственного менеджмента - если можно что-то усложнить, чтобы потом придумать обходные пути - значит, оно будет усложнено.
Между тем, задекларированная цель реформы - равная оплата за равный труд. И эта цель не реализована, постановление правительства сохранило систему, в которой больше равных среди равных. Оплата за одинаковую работу по-прежнему зависит от пяти искусственно созданных уровней юрисдикции. Чем выше уровень государственного органа, тем выше оплата труда. Чем больше политическое влияние имеет государственный орган, тем больше шансов, что он будет отнесен к более высокому уровню, а значит, будет лучше оплачиваться. Это касается также избранных профессий: бухгалтеры или делопроизводители унижены, а аналитики повышены.
Так что хорошо, конечно, что какие-то изменения в государственном управлении происходят. Однако эти изменения, как кот известного физика Шредингера, - вызывают скорее уныние, чем радость.
Специально для Gazeta.ua
Комментарии