Мы можем сказать Европе то, что она о себе забыла
В самом ЕС приходят лишь первые ноты осознания того, что интеграция Украины изменит сам Евросоюз
Смысл евроинтеграции и Евросоюза для Украины меняется. Это уже не экономическая и даже не политическая интеграция – она про безопасность.
Европа для нас сегодня – гораздо меньше "свободный рынок" и даже "общий дом": это стена и крепость. Это мнение о том, что если мы полноценно станем частью семьи, сама суть поддержки Украины должна измениться. С поддержки соседей стать поддержкой своих, поддержкой самой себя. И это должно меняться уже сейчас, в процессе переговоров о вступлении.
После Второй мировой Европы отдала безопасность на "аутсорс" Америке и создала для себя иллюзию, что безопасность у нее будет всегда
И для Европы это вызов, потому что в ее самоописании, в ее мифологии самой истории о безопасности нет. После Второй мировой Европы отдала безопасность на "аутсорс" Америке и создала для себя иллюзию, что безопасность у нее будет всегда.
И она несколько забыла, что идеи евроинтеграции появились вовсе не после Второй мировой, не из "сообщества угля и стали", а в воображении романтиков XIX века и реалистов начала ХХ-го. И имела она определенно компонент безопасности: Европа как "республика народов" виделась как противостояние империям, противостояние внутреннему и внешнему империализмам.
Интеграция Украины должна превратить ЕС из либерального "пространства свобод" в нечто другое – в борца, в крепость
В самом ЕС приходят лишь какие-то первые ноты осознания того, что интеграция Украины изменит сам Евросоюз, потому что должен превратить его из либерального "пространства свобод" в нечто другое – в борца, в крепость, в упорного защитника этих свобод от новых тираний.
Действительно ли это произойдет? Пока это осознание в Западной, Южной и Центральной Европе очень хрупкое. Но, мне кажется, украинцы сейчас могут Европе сказать то, что она о себе забыла.
Комментарии