Украине не нужны государственные предприятия?

"Распродажи" в войну точно не помогут повысить уровень благосостояния украинцев

Государственных предприятий не должно быть! Соответствующий тезис в качестве политики правительства озвучил заместитель министра экономики Украины Алексей Соболев в начале марта во время круглого стола в Верховном суде. По его словам, для стратегических предприятий идет политика превращения их в акционерные общества, а также летом прошлого года был принят закон об ускоренной приватизации и распродаже государственных активов во время войны.

Самый популярный довод: государство – неэффективный собственник. Действительно, государство не может быть эффективным владельцем мелких торговых заведений. Однако такие крупные государственные корпорации-монополисты, как "Нафтогаз", "Укрзализныця" или "Энергоатом", могут зарабатывать десятки миллиардов гривен для государственной казны.

Примеры для подражания можно найти во всем мире – например, в ведущих странах ЕС, Израиле или арабских странах.

В странах ЕС существует уважение к государству и государственному имуществу. Работать в государственной корпорации престижно

В чем же отличие? Прежде всего в отношении. В странах ЕС существует уважение к государству и государственному имуществу. Работать в государственной корпорации престижно. В арабских странах работа в государственных или государственно-частных компаниях – это самая желанная карьера, там трудятся лучшие специалисты и управленцы.

Наши реформаторы часто повторяют неолиберальную догму: "Меньше государства".

Однако соотношение между частной и государственной формами собственности – это вопрос, который каждое отдельно взятое государство должно решать самостоятельно, исходя из своих конкретных условий и возможностей и с учетом исторического опыта и менталитета своего народа. Это мнение подтверждает опыт развитых стран. К примеру, во Франции 33% компаний в государственной собственности, в Германии – 30%, в Великобритании – 25%, в США – 22%. В Украине доля государственной собственности составляет менее 10%. Однако нашим "реформаторам" и этого многовато, они планируют оставить в государственной собственности менее 100 предприятий.

По оценкам Института экономики и прогнозирования НАНУ, большинство приватизированных предприятий значительно ухудшили финансовые показатели. В результате приватизации в Украине произошло не повышение эффективности, а разграбление имущества и вывод капитала в оффшоры. Эффективного владельца мы так и не получили.

Возможно ли "автоматическое", без вмешательства государства, обеспечение таких соотношений между трудом и формами собственности, чтобы возрастало благосостояние населения? Нет. Такое может произойти только при активном вмешательстве в этот процесс сильного, демократического государства, действующего в интересах всего общества, где установились сотрудничество и согласие, обусловленные войной и социальной необходимостью.

Простая продажа государственных активов не может автоматически обеспечить трансформацию в эффективную частную собственность

В рыночной системе прибыль провоцирует поиск заказов, контрактов и желание удачно их выполнить. При этом прибыль еще не обусловлена самим фактом владения собственностью. Именно поэтому простая "распродажа" государственных активов не может автоматически обеспечить трансформацию в эффективную частную собственность.

Проводившаяся и проводимая в Украине приватизация не учитывает регулирующий механизм, используемый в развитых странах Запада. Более того, поскольку введение частной собственности основано на идеологии преимущества частной собственности над государственной, то любое регулирование собственности государством в процессе трансформации отвергалось как противоречащее самой идее.

В Конституции Украина провозглашена демократическим, социальным, правовым государством. А социальному государству необходимо отрегулировать и постоянно сохранять баланс в достигнутом уровне жизни каждого отдельного человека, не допуская появления ни супербогачей-олигархов, ни нищих. Вот поэтому в создании многочисленного среднего класса кроется гарантия стабильности современного общества. А государственные распродажи в войну этому точно не помогут.

Возможным вариантом решения современных сложных проблем Украины является учет успешного европейского опыта реформ, а именно – ориентация на смешанную экономику, на социально ориентированный капитализм и активное государственное регулирование, что требует жесткой ответственности властной элиты за последствия реформ во время войны.

Спеціально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

17

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі