Для подданных Путина наступает момент "так дальше нельзя"
Голод, отчаяние, страх и безальтернативность редко подводили
Я не верю в русскую революцию, но я верю в революцию в России. В этих концепциях очень важна разница. Великие революции – именно революции, а не местные бунты или беспорядки – приходили в Россию извне. И для каждой из них необходимо было счастливое совпадение чрезвычайно большого количества факторов – как внешних, так и внутренних. Поэтому надеяться, что прямо сейчас, при максимальной работе репрессивного аппарата и информационно-социальной изоляции, россияне вдруг прибегнут к полноценной революции – а это, считайте, и идеологическое движение нужно, и определенное видение реформ, и готовность к длительным изменениям – не стоит.
Все русские бунты шли от точки "хуже уже некуда" – то есть такого состояния, когда резня или смерть на эшафоте были лучшим сценарием, чем продолжение жизни
Другое дело – бунты. Ох, этого в России за историю всегда хватало. С поверхности памяти сразу можно взять соляные бунты в Москве в 1648, восстание Пугачева, восстание Разина, Тамбовские восстания, мириады этнических бунтов во всех уголках империи... В чем была их общность? Они все шли от точки "хуже уже некуда" – то есть такого состояния социальной и экономической жизни, когда резня или смерть на эшафоте в принципе были лучшим сценарием, чем продолжение такой жизни. Важно также, что они часто были совсем не идеологическими – если, конечно, не считать идеологией желание есть или желание меньше платить в казну. И это их большое отличие от русских революций – исторически желудок всегда у россиян побеждал над головой, и там, где "хождение в народ" или "демократические идеи" не могли пробудить простого крепостного поднять своего жирного помещика на вилах, а его семью сжечь живьем в их собственном доме, этим мотиватором становилась банальная безальтернативность.
Давление должно расти – чем больше давать жару, чем сильнее закрутить гайки для изоляции, тем быстрее рванет паровой котел
По событиям в Дагестане и некоторых других субъектах федерации становится очевидным один момент: для многих подданных Путина наступает момент "так дальше нельзя". И в этой ситуации большее давление силовиков, большие ограничения и большая изоляция, наоборот, сыграют на руку такому бунту. Считайте это определенной моделью парового котла – если вы хотите, чтобы он взлетел в воздух, ни в коем случае нельзя давать даже малейшего выхода для пара. Давление должно расти – чем больше давать жару, чем сильнее закрутить гайки для изоляции, тем быстрее он рванет – или как минимум выйдет из строя.
Известно, что на россиян надеяться нельзя, особенно в протестах. Однако давайте надеяться на вечные драйверы перемен в человеческом сообществе – голод, отчаяние, страх и безальтернативность. Они редко подводили.
Комментарии