Хотите знать, как россияне отреагируют на нашу победу? Присмотритесь к немцам

Быть жертвой выгоднее, чем агрессором

Олаф Шольц, который говорит, что "это война Путина", прекрасно знает социологию.

Также он отлично знает, насколько популярным в послевоенной (Западной) Германии было мнение о том, что немцы во Второй мировой войне на самом деле выступали не агрессорами, а... самыми большими жертвами.

"Преимущественным представлением о Германии в Германии Аденауэра был образ тройной жертвы: сначала в руках Гитлера – огромный успех фильмов вроде Die Letzte Brücke ("Последний мост", 1954) или "Канарис" (1955) помог популяризировать представление, что большинство немцев во время войны противились Гитлеру; потом в руках их врагов... и, наконец, благодаря злонамеренным "извращениям" послевоенной пропаганды, которая – многие верили – сознательно преувеличивала "преступления" Германии и умаляла ее потери". Тони Джадт, Postwar: A History of Europe Since 1945.

У нас многие верят, что немцев после Второй мировой войны "перевоспитали" американцы. На самом деле это "перевоспитание" немцы воспринимали с глухим раздражением

У нас многие верят, что немцев после Второй мировой войны "перевоспитали" американцы. На самом деле это "перевоспитание" тогдашние немцы преимущественно воспринимали с глухим раздражением, а сколько-нибудь массово оно подействовало только на тех, кто во время войны либо еще не родился, либо точно не совершил никаких персональных преступлений. Те, кто участвовал в войне или активно ее поддерживал, наоборот, массово убегали от ощущения собственной ответственности – во-первых, в трудовой энтузиазм (здесь было бы уместно сказали "пахали как проклятые"), во-вторых, в массовую веру в собственный статус народа-жертвы (а не народа-преступника).

Не случайно на колени в Варшаве встал не первый, не второй и не третий, а только четвертый канцлер ФРГ, и произошло это сенсационное событие лишь в 1970 году.

Поэтому Шольц прекрасно понимает, на каких настроениях немецких избирателей (а также, по всей вероятности, некоторых "русских друзей") он может – и явно хочет – сыграть.

А нам из этого стоит извлечь урок по поводу того, какой реакции на нынешнюю войну и победу в ней Украины реально ожидать от завтрашних россиян.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі