Чем закончится война в Украине
Чтобы остановить Путина, его нужно победить
Несмотря на подробные заблаговременные предупреждения о планах Владимира Путина начать крупную войну в Украине, многие наблюдатели до последней минуты отрицали возможность полномасштабного российского вторжения. Сейчас, когда война идет уже второй месяц, это чувство неверия сохраняется и теперь мешает международному сообществу осознать всю серьезность ситуации в Украине, – пишет Питер Дикинсон для Atlantic Council.
В то время как западные политики и обозреватели продолжают обсуждать альтернативные пути и компромиссные решения, мало кто в Москве питает подобные иллюзии. Близкие к Путину люди понимают, что он рассматривает нынешний конфликт как священную войну и уже давно прошел точку невозврата. Российский правитель не согласится ни на что, кроме полного подчинения Украины или ее уничтожения.
Путин рассматривает вторжения как священную войну и давно прошел точку невозврата
Ужасающие масштабы военных целей Путина в Украине могут показаться немыслимыми большинству рациональных сторонних наблюдателей, но они обретают смысл, если рассматривать их через призму его токсичного мировоззрения.
На протяжении всего правления Путин руководствовался глубоко укоренившимся негодованием по поводу постсоветского упадка России и жгучим желанием восстановить статус страны как сверхдержавы. Далекий от желания восстановить СССР, он разделяет традиционный русский национализм и мечтает воссоздать самодержавную царскую империю.
Путин рассматривает распад СССР как "кончину исторической России" и часто жаловался, что постсоветское урегулирование отрезало миллионы россиян от их родины, лишая Россию ее законных граждан. Это чувство обиды подпитывает одержимостью Путина Украиной – страной, все существование которой стало олицетворением предполагаемой несправедливости мирового порядка после 1991 года.
Путин – не первый российский правитель, отрицающий право Украины на существование. Наоборот, отрицание Украины – общая нить, пронизывающая российскую историю, уходящая в прошлое на сотни лет, и широко распространенная в сегодняшней России. Однако мало кто когда-либо принимал эту доктрину отрицания так горячо, как Путин, который ясно дал понять, что прекращение независимости Украины является священной миссией, которая определит его место в истории.
Нынешняя война – лишь последний и самый драматичный этап этой многолетней кампании. Первая попытка Путина положить конец независимости Украины была в 2004 году, когда он лично посетил Киев накануне президентских выборов в стране, чтобы провести кампанию за прокремлевского кандидата. Это высокомерное вмешательство привело к катастрофическим последствиям, разозлив миллионы аполитичных украинцев и способствуя разжиганию массовых продемократических протестов, которые стали известны как оранжевая революция.
Первая попытка Путина положить конец независимости Украины была в 2004 году
Принятие Украиной демократии и исторический поворот в сторону Запада в годы после оранжевой революции привели Путина в ярость и еще больше убедили его в необходимости восстановить контроль России над страной. Преследуемый народными восстаниями, прокатившимися по Центральной Европе в конце 1980-х и спровоцировавшими распад советской империи, он рассматривал демократическое пробуждение Украины как заговор Запада и прямую угрозу его собственному авторитарному режиму.
Когда десятилетие спустя Украину охватили новые продемократические протесты, Путин действовал решительно. Сразу после Евромайдана 2014 года он захватил Крым и начал опосредованную войну на востоке Украины.
За восемь лет между вторжением в Крым и началом сегодняшнего масштабного вторжения конфликт на востоке Украины зашел в кровавый тупик, а отношения между Россией и Западом скатились по нисходящей спирали. В этот период отказ Путина от поиска компромиссов и его готовность начать новую холодную войну подчеркивали то значение, которое он придавал Украине. Все оставшиеся сомнения в этом отношении рассеялись 24 февраля, когда российские войска начали крупнейшее европейское вторжение со времен Второй мировой войны.
Путин не скрывает своей одержимости Украиной. Он неоднократно пытался объяснить, почему считает украинскую государственность одновременно случайностью и преступлением. В эссе из 7000 слов, опубликованном в июле 2021 года под названием "Об историческом единстве русских и украинцев", утверждал, что украинцы на самом деле были русскими, и отвергал само понятие отдельной украинской идентичности.
"Я уверен, настоящий суверенитет Украины возможен только в партнерстве с Россией", – заключил он.
В серии длинных антиукраинских обличений, произнесенных накануне нынешней войны, Путин пошел еще дальше, осудив всю страну как нелегитимную "антироссию", которую больше нельзя терпеть.
С 2014 года российских телезрителей ежедневно кормят с ложечки ложью об украинцах
Личные нападки Путина на Украину сопровождались годами безжалостной кремлевской пропаганды, направленной на дегуманизацию украинцев. С 2014 года российских телезрителей ежедневно кормят с ложечки гротескной ложью, изображающей украинцев современными преемниками гитлеровских нацистов. Очевидная абсурдность подобных обвинений против страны с всенародно избранным президентом-евреем, где ультраправые партии регулярно борются за 1% голосов, не помешала миллионам россиян с энтузиазмом воспринять мрачные фантазии Путина о фашистской Украине.
Эта ядовитая пропаганда проложила путь к военным преступлениям, которые в настоящее время происходят в Украине. Российская общественность была настроена на то, чтобы рассматривать Украину как часть России, и призывала рассматривать любых несогласных украинцев как предателей или нацистов. Вся украинская идентичность была демонизирована и приравнена к самым страшным преступлениям мировой истории. Неудивительно, что все доказательства указывают на сильную общественную поддержку россиянами вторжения, что шокировало и ужаснуло людей по всему миру.
Преступления против человечности, совершенные в первый месяц российского вторжения – только начало
Преступления против человечности, совершенные в первый месяц российского вторжения – это только начало. Делегитимируя украинское государство и дегуманизируя украинцев, Путин подготовил почву для войны на уничтожение. Тысячи мирных жителей уже погибли в результате ковровых бомбардировок украинских городов. Жилые дома, школы, больницы и импровизированные бомбоубежища стали преднамеренными целями в ходе того, что выглядит как российская кампания, направленная на максимальное увеличение жертв среди гражданского населения.
Между тем, отчеты об арестах в районах, находящихся под российской оккупацией, похоже, подтверждают существовавшие до вторжения опасения по поводу существования кремлевских "расстрельных списков". Растет число должностных лиц, журналистов, активистов, бывших военных и религиозных лидеров, которых похищают российские войска в зловещем отголоске тактики террора сталинской эпохи.
Сообщается, что на передовой линии конфликта мирные жители, спасающиеся от бомбардировок в осажденных городах, были вынуждены проходить через фильтрационные лагеря, предназначенные для выявления тех, кто симпатизирует Украине. В стране, где патриотическое чувство на рекордно высоком уровне, это может легко включать много миллионов украинцев.
По мере того, как война затягивается, зверства будут только нарастать. Российские войска, привыкшие считать украинцев недочеловеками и радикализированные гибелью товарищей, будут все менее склонны проводить различие между гражданскими лицами и военными, в то время как отказ Украины сдаться и продолжающееся сопротивление страны будут использоваться для оправдания жестоких репрессий. Имеются все необходимые элементы для военных преступлений, сравнимых с худшими примерами тоталитарного ХХ века.
Когда Путин говорит, что нет украинской нации и украинского государства, он имеет в виду, что намерен уничтожить украинскую нацию и украинское государство
Можно ли остановить Путина? Первый шаг – признать ужасную реальность его разрушительных намерений. Как недавно написал в Twitter историк из Йельского университета Тимоти Снайдер: "Когда Путин говорит, что нет украинской нации и нет украинского государства, он имеет в виду, что намерен уничтожить украинскую нацию и украинское государство. Все это понимают, верно?".
Чтобы остановить Путина, его нужно победить. Все другое лишь создаст временную паузу перед следующей попыткой уничтожить Украину. Для международного сообщества это означает объявление тотальной экономической войны России при резком увеличении поставок оружия в Украину.
За первые четыре недели войны украинские военные показали себя более чем достойными противниками российских оккупантов. В то время как силы Путина обладают подавляющим превосходством в живой силе и огневой мощи, российская армия, похоже, плохо управляется и все больше деморализована. Напротив, защитники Украины сражаются с поразительным упорством и мастерством. В результате, Россия не смогла достичь ни одной из своих ключевых военных целей и понесла катастрофические потери. Если украинцев снабдить нужным оружием в достаточном количестве, Украина абсолютно может выиграть эту войну.
Россия должна не только обанкротится, но и быть окровавлена этой войной. Международные санкции, введенные с начала войны, были во многих отношениях беспрецедентными, но они по-прежнему недостаточны. Жизненно важно понимать, что Путин готов терпеть значительные экономические потери, чтобы достичь своей исторической цели - сокрушить Украину. Вместо того, чтобы пытаться сдержать Кремль, цель должна заключаться в том, чтобы полностью отрезать страну от мировой экономики и лишить Россию доходов, необходимых ей для финансирования войны.
Россия должна не только обанкротится, но и быть окровавлена этой войной
Чтобы добиться этого, западным лидерам придется признать, что их собственные страны также должны заплатить значительную цену. Канцлер Германии Олаф Шольц предупредил, что запрет на импорт энергоносителей из России будет означать рецессию в Европе. Он должен срочно осознать, что альтернативой является европейский геноцид.
В последние годы заявления о геноциде потеряли большую часть своей силы из-за частой политической эксплуатации, не в последнюю очередь самим Путиным в преддверии нынешней войны. Тем не менее, это остается самым серьезным обвинением, которое может быть предъявлено любому государству. В случае войны России против Украины предупреждения о надвигающемся геноциде более чем оправданы.
Сам Путин неоднократно заявлял, что не признает право Украины на существование. Преступные действия его военных теперь полностью соответствуют пугающей логике его слов. Если Путин не потерпит решительного поражения в Украине, он уничтожит ее. Если Запад будет стоять в стороне и позволит этому случиться, мир уже никогда не будет прежним.
Перевод Gazeta.ua