Тарас Кузьо
Профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия"
24.12.2021

Вторжение в Украину уничтожит режим Путина

Лишь 25% россиян поддерживают включение ЛДНР в состав России

Президенту России Владимиру Путину удалось привлечь внимание мира, сосредоточив огромные силы вторжения вдоль границы с Украиной и выставив ряд ультиматумов западным лидерам. Сейчас дискуссия сосредоточена на возможных планах Путина и способности международного сообщества сдержать его. Действительно ли российский лидер готов развязать большую войну в сердце Европы? – пишет Тарас Кузьо для Atlantic Council.

Поскольку большинство аналитиков обсуждают потенциальные планы вторжения и возможные военные цели, вероятная реакция внутри самой России игнорируется. Как российская общественность отреагирует на серьезную эскалацию восьмилетней необъявленной войны с Украиной? Это, вероятно, сыграет важную роль в определении следующих шагов Путина, и есть веские основания полагать, что масштабное вторжение в Украину окажется крайне непопулярным среди российской аудитории.

Западные аналитики указывали на беспрецедентный всплеск популярности Путина после захвата Крыма в 2014 году и предположили, что новое наступление может оказать аналогичное омолаживающее воздействие на его падающий рейтинг. Однако, когда дело доходит до отношения россиян к зарубежным военным авантюрам, Крым может быть скорее исключением, чем правилом.

За последние восемь лет общественная поддержка захвата Крыма колебалась от 84% до 86% и включала многих членов российской либеральной оппозиции

Оккупация Крыма всегда была популярна среди россиян, которые обычно рассматривают ее как блестяще выполненную спецоперацию и акт исторической справедливости. За последние восемь лет общественная поддержка захвата Крыма колебалась от 84% до 86% и включала многих членов российской либеральной оппозиции. Даже находящийся в заключении номинальный глава оппозиции Алексей Навальный признал, что не вернет Крым Украине в случае избрания президентом.

То же самое нельзя сказать об отношении россиян к Донбассу, значительная часть которого сейчас также оккупирована Кремлем. Согласно опросу, проведенному в апреле 2021 года последней независимой российской социологической службой "Левада-центр", только 25% россиян поддерживают включение контролируемых Кремлем "народных республик" в состав России. 26% считают, что так называемые республики должны оставаться в составе Украины с усиленной автономией или с тем же статусом, что и до 2014 года.

Эти цифры должны тревожить Кремль. Маловероятно, что попытки официально аннексировать Донбасс вызовут националистическую эйфорию, подобную до крымской. Напротив, многие задаются вопросом, почему русские должны платить высокую цену кровью и деньгами за регион, который занимает гораздо более скромное положение в российской национальной психике, чем сильно романтизированный Крым.

Точно так же попытки расширить оккупацию Украины и захватить больше земель будут не популярны среди россиян. Особенно, если продвижение будет сопровождаться постоянным потоком российских трупов.

Попытки расширить оккупацию Украины и захватить больше земель будут не популярны среди россиян. Особенно, если продвижение будет сопровождаться постоянным потоком российских трупов

Масштабное вторжение раскрыло бы болезненную правду, скрывающуюся за многими популярными пропагандистскими нарративами России об Украине. Оно разожгло бы значительный общественный гнев по отношению к режиму Путина.

С момента начала военных действий в 2014 году Москва постоянно изображала Украину как братскую нацию, попавшую под контроль экстремистов и иностранных держав. Этот нарратив продвигался в последние месяцы самим Путиным и его бывшим политическим помощником Дмитрием Медведевым, которые оба написали длинные статьи, объясняющие, почему Украина сбилась с пути и нуждается в спасении от самой себя.

Согласно утешительным мифам, пропагандируемым Кремлем, большинство украинцев стремятся присоединиться к "русскому миру", но им мешают это сделать только националистические фанатики и западные агенты, захватившие власть.

На самом деле нет ничего более далекого от истины. Явное большинство украинцев поддерживают европейский выбор и дальнейшую евроатлантическую интеграцию. Это показали многочисленные выборы с 2014 года и регулярно подтверждают опросы общественного мнения. Они указывают на подавляющую поддержку членства в ЕС и НАТО. Между тем, поддержка бывших могущественных пророссийских политиков в Украине в последние годы резко упала, и они больше не могут побеждать на национальных выборах.

Российские власти, похоже, не усвоили уроков 2014 года, когда попыткам Москвы спровоцировать пророссийские восстания на юге и востоке Украины помешало противодействие местных русскоязычных украинских патриотов

Российские власти, похоже, не усвоили уроков 2014 года, когда попыткам Москвы спровоцировать пророссийские восстания на юге и востоке Украины помешало противодействие местных русскоязычных украинских патриотов. Многие люди, близкие к Кремлю, похоже, искренне верят, что на российские войска ожидает теплый прием в некоторых частях Украины.

Лояльный к Путину олигарх Константин Малофеев недавно показал неуместную уверенность, которую, похоже, разделяют многие в Москве.

"Война не продлится и недели. Закончится через несколько дней. Весь украинский режим соберется в Лондоне и будет рассказывать всем, что они бы на своих танках въехали в Москву, если б Запад не отказался от них", - сказал Малофеев.

Такое мышление бредово. Эксперты признают, что российские вооруженные силы значительно превосходят Вооруженные силы Украины. Большинство из них также согласны, что Украина сможет понести большие издержки для любых российских сил вторжения. Но недавний опрос показывает, что миллионы украинцев не только не приветствуют российские войска, но и готовы оказать вооруженное сопротивление. Это очень похоже на опыт 2014 года, когда тысячи людей присоединились к добровольческим батальонам, чтобы поддержать изношенные Вооруженные силы страны и остановить наступление России.

Сообщения об украинцах, ведущих партизанскую войну против российских оккупантов, окажут глубокое влияние на внутреннюю аудиторию в России, воспитанную на уважении к советской партизанской борьбе против нацистских войск во время Второй мировой войны. Русским будет трудно примирить открытую и кровопролитную войну с все еще широко распространенным мифом, что они и украинцы - "братские народы". Или, как говорит Путин, "один народ". По мере роста числа погибших в России, общественное недовольство может быстро перерасти в открытое противодействие режиму Путина.

Для многих россиян шок от масштабного вторжения был бы тем сильнее, чем сильнее они поверили в слова Кремля, что Москва не воюет против Украины с 2014 года.

Для многих россиян шок от масштабного вторжения был бы тем сильнее, чем сильнее они поверили в слова Кремля, что Москва не воюет против Украины с 2014 года

На протяжении последних восьми лет Россия последовательно отвергала любое участие в боевых действиях на востоке Украины и вместо этого пыталась представить конфликт как внутреннее дело. Это не убедило ЕС, США, Великобританию и другие страны, которые ввели санкции против России. Украинцев также не убедили заявления России о непричастности. Более 70% украинцев рассматривают тлеющий конфликт как акт российской агрессии.

Российская аудитория охотнее принимает кремлевскую версию событий. Несмотря на годы беспощадной антиукраинской пропаганды на российском государственном телевидении и горы свидетельств, указывающих на причастность Москвы, многим россиянам все еще трудно признать, что две страны воюют между собой.

Учитывая незначительную народную поддержку войны и скрытую кремлевскую дезинформацию, искажающую истинное состояние российско-украинских отношений, нетрудно представить, как новое вторжение в Украину может вызвать потрясение в российском обществе. Это подорвет внутреннюю стабильность России и может даже поставить под угрозу собственное политическое будущее Путина. Британский эксперт по безопасности России Марк Галеотти считает, что Кремль хорошо осведомлен об этих опасностях, и недавно предупредил, что "жестокая война с Украиной может разрушить единство и легитимность российского режима".

Общеизвестно, что Путин эмоционально заинтересован в украинском вопросе. Он одержим возвращением страны в сферу влияния Кремля, и считает, что отказ сделать это разрушит его претензии на историческое величие. Тем не менее, если Путин попытается сокрушить Украину подавляющей военной силой, то может в итоге потерять страну навсегда, а также спровоцировать антиправительственные волнения внутри самой России. А они угрожают выживанию самого его режима. Для человека, который уже пережил крах одной империи, это может быть риск, на который он не готов пойти.

Перевод Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі