Результат референдума о независимости Украины не дал России начать войну в 1990-е

10 тезисов на 30-ю годовщину

1. Советский Союз был тюрьмой народов. Эта историческая память отдается украинцам через Голодомор и Расстрелянное возрождение, крымским татарам через трагедию 1944-го, многим другим народам через их собственные трагедии. Если бы Советский Союз не был демонтирован (помните: он не распался сам собой, он был сознательно демонтирован), если бы ГКЧП, КГБ и другие сохранили власть, - кто знает, какие трагедии еще бы произошли. Может, кто-нибудь помнит, что в начале 1990-х означали слова "саперные лопатки"? В то время, все боялись использования армии против гражданского населения. Наконец, Тяньаньмэнь показал, как оно должно быть. Тюрьма народов должна была быть развалена до того, как она принесет народам следующие трагедии. Теперь тюрьмой народов является Россия, и она должна быть уничтожена.

Теперь тюрьмой народов является Россия, и она должна быть уничтожена

2. Историческая память государственности очень важна. Страны Балтии, как и Восточной Европы, принялись строить новые государственные институты. Украина - нет, потому что не знала, что это такое. У нас был только год развития государственности в начале века, в то же время у других было целое поколение. Это создало огромный разрыв между нами и ими. Сейчас нам срочно следует этот разрыв преодолеть. Строить институции, а не наоборот, и то ускоренным темпом.

3. Демократия – наибольшее достояние Украины. Демократия часто работает не лучшим образом, но позволяет менять власть. Это наше безоговорочное преимущество над теми, кто не смог отстоять демократию и теперь вынужден смириться с тем, что до конца своей жизни ничего хорошего в собственной стране не увидит. В этом еще одна ценность демократии – она дает надежду. Мы смогли сохранить демократию, отдав за это высокую цену – это не только Небесная Сотня и герои войны, но и олигархическая экономика и расколотое общество. Но нет такой цены, которую не стоило бы отдать за демократию, - потому что при ее отсутствии придется за то же самое платить еще дороже, гораздо дороже.

Демократия – наибольшее достояние Украины

4. Все без исключения регионы Украины проголосовали за независимость. Такое единодушие настолько поразило российское руководство, что оно более чем на 10 лет отказалось от территориальных претензий к Украине, которые уже готово было немедленно выдвигать, и тем дало нам шанс вырастить следующее поколение. Россия всегда считала Крым, Восток и Юг Украины своими территориями, а их жителей – своими людьми. Если бы вторжение произошло в 1990-е, мы не смогли бы противопоставить ничего, да и США с Европой не стали бы на нашу защиту, потому что тогда еще не понимали нашей независимости. Напомню: накануне провозглашения независимости Украины тогдашний президент США с трибуны нашей Верховной Рады убеждал украинцев, что независимость им не нужна и представляет угрозу миру.

5. Независимость не дается даром. Мы думали, что свою получили даром, из-за исторического стечения обстоятельств. Наша цена догнала нас впоследствии, и это хорошо – успело вырасти новое поколение, которого нам так не хватало в 1991. Такое поколение рожденных в независимости, которое получили в свое время наши западные соседи. Наша цена за независимость – война за независимость, которую обойти не удалось никому, даже тем странам, которых их империи отпускали даром (Индия, Израиль и т.д.).

Наша цена за независимость – война за независимость

6. Экономика. Говорят, Украина до сих пор не восстановила промышленный уровень советских времен. Но хвалить уровень жизни в СССР может только тот, кто там не жил. Сравнивать цифры 1991 и 2021 может только тот, кто не понимает, что такое "официальный курс доллара" в противоположность настоящему. Всплывать слюной по уровню промышленного производства может только тот, кто не задумывается об ассортименте. Это была милитаризованная экономика. Это была экономика с фиксированными ценами, то есть без денег как измерения ценности (мало кто помнит сущность этого экономического феномена, но все помнят болевой шок от этой первой реформы). Экономика, в гражданской части которой нельзя было продать то, что произведено, потому что оно никому не требовалось, и нельзя было купить нужное, потому что оно просто не производилось. У нас просто не было гражданской экономики после провозглашения независимости.

7. Институции (опять и снова буду повторять). Нельзя сменить флаг над зданием Совета министров и надеяться на изменения в природе институтов. Может быть, вы помните слова "командно-административная система" и "плановая экономика". Мы поменяли в 1991 году флаг и больше ничего. Оно не сработало, что не удивительно. Строить парламентаризм, правительство как центр выработки политики (policies), армию, дипломатию, муниципальное самоуправление... Это я еще не упомянул о судебной и правоохранительной системе, о корпоративном управлении государственными предприятиями... Короче говоря, это задача на годы упорного труда, желательно без остановок и откатки назад. А мы начали много реформ только в 2014 году, и те делали по принципу "два шага вперед, один шаг назад".

Главная революция происходит в уме, а это не быстро

8. Революция может быть стремительной, а может быть медленной. Стремительная удается лишь в условиях общественного единства и сплоченности (это не о нас), а в других случаях стремительная революция означает реки крови и очень малый реальный результат на выходе. Франции понадобилось столетие для воплощения идей Великой революции. Медленная революция высотывает силы, но сохраняет жизни. Потому что главная революция происходит в уме, а это не быстро. Вы можете ускорить украинскую революцию, сделав самостоятельно революцию в собственной голове.

9. Если бы у Путина было терпение, а в Януковича ум, то у нас бы уже была Беларусь. Нас бы сварили как лягушку на медленном огне русской культуры, русских денег и русской дипломатии. Наше будущее задушили бы в братских объятиях. Случилось иначе: лягушку бросили в кипящую воду, и этот кипяток включил инстинкт самосохранения нации. Теперь главное его не выключить. Произошло пробуждение, инициация значительного количества граждан – достаточного для начала необратимых изменений, но недостаточного для их успешного завершения.

Лягушку бросили в кипящую воду, и этот кипяток включил инстинкт самосохранения нации

10. Активное меньшинство определяет направление, пассивное большинство определяет темп – такова формула нашей нынешней жизни. Сильное, антихрупкое гражданское общество является преимуществом Украины, в то же время нашим недостатком является слабое и недостроенное, хрупкое государство. Значит, надо ускоренно его строить. Сейчас мы тратим время, значит, придется догонять.

30 лет назад не было украинского государства – была полуколония со вторичными признаками государственности. Сегодня есть современная экономика, жизнеспособная демократия, мотивированная армия, неплохая валюта, немало государственных институтов, собственное место на международной арене. 30 лет не прошли даром (сделать все это за 10, как наши соседи, мы не имели шансов), а теперь нужно за следующие 10 все это вывести на уровень ХХІ столетия.

А что касается 1991 года - читайте хронику того судьбоносного года в книге Сергея Плохия "Последняя империя", чтобы знать историческую правду.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі